Параграф 1 ГДЗ Пасечник 10 класс Углубленный уровень (Биология)

Изображение § 1. Биология в системе наукВспомните:1. Что такое наука? Каков её основной принцип?Наука — одна из сфер человеческой деятельности, цель которой состоит в изучении...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник, Каменский, Рубцов 10 класс, Просвещение:
§ 1. Биология в системе наук
Вспомните:
1. Что такое наука? Каков её основной принцип?
Наука — одна из сфер человеческой деятельности, цель которой состоит в изучении и познании окружающего мира.
Основным принципом науки является построение системы достоверного знания, основанного на фактах и обобщениях, которые можно подтвердить или опровергнуть.
2. Каково место биологии в системе наук?
Биология — наука о жизни и живых объектах. Биология следует за физикой и химией, основываясь на методах и содержании этих наук. Сейчас биологические знания используются во всех сферах человеческой деятельности: в промышленности и сельском хозяйстве, медицине и энергетике и др.
3. Каковы основные этапы развития биологии как науки?
В развитии биологии выделяют три основных этапа:
1) На первом этапе развития биология носила описательный характер. Объект её изучения — живая природа в её естественном состоянии и целостности. К первым и наиболее значительным достижениям относятся классификации многообразного растительного и животного мира.
Значительный вклад внес шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707–1778). В своем труде «Система природы» он описал большое количество растений и животных, ввел около 1000 ботанических терминов. Каждому виду животных и растений было присвоено двойное обозначение (существительное — название рода и прилагательное — наименование вида; например: кошка домашняя).
2) Второй этап развития ознаменовался углублением материалистических представлений. Великий английский ученый Ч. Дарвин (1809–1882) обосновал научную теорию эволюции живой природы путем естественного отбора на основе синтеза огромного количества фактов из различных областей науки и сельскохозяйственной практики.
Основными положениями эволюционной теории Дарвина являются учения о наследственности, изменчивости и естественном отборе.
3) На третьем этапе развития биологии появляется наука генетика. В ее основу легли закономерности наследственности, обнаруженные австрийским биологом Г. Менделем (1822–1884) при проведении им серии опытов по скрещиванию различных сортов гороха.
Проверьте себя
1. Что понимают под современной научной картиной мира и от кого зависит её формирование?
Научная картина мира — это система представлений человека о свойствах и закономерностях реально существующего мира, построенная в результате обобщения научных знаний и принципов. Её формирование зависит от учёных, т.е. исследователей, которые собирают научные факты, выдвигают гипотезы, проверяют их и формулируют различные теории, составляющие основу научных взглядов на окружающий мир — научное мировоззрение.
2. Как формируется естественно-научная картина мира? От чего зависит её целостность?
Формированием естественно-научной картины мира занимается целый комплекс наук, среди которых можно выделить физику, химию и биологию. Все они так или иначе связаны друг с другом, что в ряде случаев позволяет взглянуть на одну и ту же научную проблему с разных точек зрения, а также попытаться решить её, применяя различные научные методы.
Целостность научной картины зависит прежде всего от того, насколько глубокими и разносторонними познаниями обладает конкретный учёный или коллектив научных сотрудников, занимающийся изучением какой-либо научной проблемы.
3. Можно ли выделить различия между научной и естественно-научной картинами мира? Какие?
Естественно-научная картина мира является частью научной картины мира. Она позволяет более или менее непротиворечиво описать свойства материального мира. Естественно-научная картина мира опирается на научные достижения современного естествознания, системы мира древности, античности, электромагнитной картины мира и т.д. А научная картина мира опирается на синтез всех существующих картин мира (религиозная, философская, естественно — научная, физическая и др.).
4. Что позволяет исследователям постепенно продвигаться в науке, раскрывая новые горизонты, связанные с формированием целостной научной картины мира, и от чего зависит её целостность?
Продвигаться в науке исследователям позволяет связь между науками. Учёные смотрят на проблему с разных точек зрения и решают её различными научными методами. В настоящее время практически все открытия делаются, что называется, на стыке нескольких научных направлений.
Целостность научной картины зависит, прежде всего, от того, насколько глубокими и разносторонними познаниями обладает конкретный учёный или коллектив научных сотрудников, занимающийся изучением какой-либо научной проблемы.
5. Каково место биологии в системе естественных наук и какую роль она играет в формировании современной научной картины мира?
Вклад биологии в текущее научное мировоззрение заключается в изучении и раскрытии общих законов и закономерностей развития живой природы, т.е. её эволюции.
Биология включает в себя множество дисциплин, таких, как ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, цитология, молекулярная биология, генетика и др. Эти науки составляют теоретическую основу для целого ряда прикладных направлений профессиональной деятельности человека: медицины, агрономии, ветеринарии, зоотехнии, селекции, звероводства, рыбоводства, птицеводства, лесоводства и т.д.
Это значит, что здравоохранение, сельское хозяйство, промышленность (лёгкая, пищевая, медицинская, химическая, лесная), а также просвещение и образование в значительной степени базируются на знаниях и достижениях современной биологической науки. Следовательно, биология влияет на экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека и в конечном итоге через достижения в этих отраслях — на окружающую его среду.
1. Расскажите о роли биологии в жизни человека.
Благодаря достижениям биологии стало возможно получать промышленным путём медицинские препараты, витамины, биологически активные вещества. Открытия, сделанные в генетике, анатомии, физиологии и биохимии, позволяют поставить больному человеку правильный диагноз и выработать эффективные пути лечения и профилактики различных болезней, в том числе и тех, которые раньше считались неизлечимыми.
2. Используя ключевые слова параграфа, постройте основу схемы (ментальной карты), показывающую место биологии в системе наук.
ПОДУМАЙТЕ
Может ли в настоящее время учёный совершить научное открытие без активного сотрудничества с другими исследователями?
В настоящее время учёному совершить научное открытие без активного сотрудничества с другими исследователями невозможно. Потому что для достижения успехов в науке необходимо взаимодействовать с другими членами научного сообщества. Научная проблема требует различных методов исследования, на неё необходимо взглянуть с разных точек зрения. Результаты исследования будут иметь ценность для формирования современной научной картины мира только после того, как исследователь поделится ими с сообществом коллег.
Моя лаборатория
Обсуждаем
Прочитайте текст. Подберите свои примеры научной и ненаучной гипотез. Обоснуйте их с помощью критерия фальсифицируемости Поппера. Предложите свой вариант проверки гипотез.
Примером научной гипотезы служит Теория Относительности. Она была описана в виде математической модели. Эта модель предсказывала ощутимые искажения пространства — времени небесными телами, и предполагала наличие «черных дыр». Теория Относительности также утверждала инвариантность скорости света. Современные сверхточные эксперименты подтвердили, что небесные тела искажают поток света и в космосе были обнаружены «черные дыры». Тот факт, что у Теории Относительности есть конкретные проверяемые критерии, без которых она не могла бы быть истиной, говорит о том, что эта теория — научная.
Гипотеза о том, что все люди делятся на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов, является ненаучной. Нельзя придумать опровергающий эксперимент, так как описания данных типов настолько размыты, что при желании всегда можно подогнать любого человека под какой-нибудь тип.
Проверить гипотезу можно, например, путем наблюдения за явлением или объектом.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением