Параграф 5 ГДЗ Бойцов Шукуров 6 класс (История)

Изображение § 5. Мир ислама Как было создано обширное мусульманское государство с владениями в Азии, Африке, Европе? Какой след оно оставило в истории?Обширное мусульманское...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Бойцов, Шукуров 6 класс, Русское слово:
§ 5. Мир ислама
Как было создано обширное мусульманское государство с владениями в Азии, Африке, Европе? Какой след оно оставило в истории?
Обширное мусульманское государство было создано путем арабских завоеваний. И Иран, и Византия были обескровлены многолетними войнами друг против друга и не смогли оказать серьёзного сопротивления неожиданному противнику. Сасанидское царство в Иране рухнуло под натиском мусульман. Арабы захватили не только Иран, они прорвались в Северную Индию и Среднюю Азию. Столь же стремительно арабы заняли почти две трети византийских земель — Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку. Арабская конница проникла даже на Балканский полуостров. В 711 г. войско арабов и принявших ислам кочевников-бер­бе?ров переправилось через Гибралтарский пролив и вторглось на Пиренейский полуостров. Они разгромили войско правивших там вестготских королей и захватили Испанию.
Ислам, эта новая мировая религия, и созданное арабами огромное, хотя и непрочное, государство изменили весь мир Средиземноморья. Отныне он разделился на христианскую и мусульманскую части, то мирно взаимодействовавшие, то соперничавшие, а то и вступавшие в жестокие столкновения друг с другом. Также арабы оставили свой след в науке, культуре.
Какие ещё святыни разных религий известны вам в Иерусалиме?
В Христианском квартале расположен главный храм - Храм Гроба Господня. Расположен на месте распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа. Здесь также находятся такие святыни, как Камень Помазания, Гроб Господень и Голгофа.
В Еврейском квартале одним из основных священных памятников является Стена Плача - часть каменной стены вокруг Храмовой горы Старого города. Территорией, соединяющей иудаизм, мусульманство и христианство, является гора Сион. На ней находится гробница царя Давида, которому оказывают почтения все три религии.
Какое впечатление должен был произвести этот «лес» на человека, пришедшего в мечеть? Одинаковы ли эти колонны? Были ли они сделаны специально для мечети или же её строители использовали их вторично? Если вам кажется верным второе, то откуда могли взяться эти колонны?
Этот “лес” должен заставлять человека трепетать и восхищаться, производить на него мощное впечатление. я думаю, колонны не везде одинаковы по высоте - они разные. Я думаю, эти колонны были использованы вторично, так как они немного отличаются от общего интерьера мечети. Эти колонны могли быть в каком-то другом мусульманском храме.
Сравните арабскую карту мира с современной. Чем объяснить их различие?
На арабской карте довольно точно и правильно изображены владения арабов: Аравийский полуостров, Иран, Пиренейский полуостров, ближний восток и Северная Африка. Однако различия состоят в том, что арабы неточно изобразили другие континенты: Европу и Азию, Африку, который находятся дальше от побережья. Также на карте нет Австралии, Северной и Южной Америки.
1. Покажите на карте, какие территории были завоеваны арабами к середине VIII в. Чем можно объяснить победы арабских воинов?
Территории, завоеванные арабами к середине 8 века, обозначены на карте светло-оранжевым цветом.
Ещё при жизни Мухаммада у мусульман возникло понятие джиха?д (усилие). Оно понималось как чисто духовное «усилие» самосовершенствования и как военное «усилие» в борьбе с язычниками и в распространении ислама. Идея военного джихада укрепляла боевой дух арабских ­армий. Воинственные арабы жаждали подтвердить правоту своей веры военными победами. К тому же они были уверены, что несут народам свет истинной религии. Этим и обуславливались причины их побед.
2. Охарактеризуйте политику мусульманских правителей в завоёванных землях. Как различалось их отношение к разным группам населения?
В завоёванных странах мусульмане боролись с язычниками, но с большой терпимостью относились к сторонникам религий, признающих Единого Бога, — иудаизма и христианства. Мухаммад говорил, что проповедуемое им учение не противоречит истинным иудаизму и христианству, но подтверждает их. Христиане и иудеи должны были платить подати, но мусульмане обычно их не преследовали и насильно в ислам не обращали. Зато добровольный переход в ислам, разумеется, поощрялся.
3. Используя карту (с. 43), назовите города, являвшиеся столицами Арабского халифата в VII—VIII вв. Чем было вызвано перемещение столицы?
Дамаск и Багдад были столицами Арабского халифата в разное время. Большинство завоеваний было совершено, когда арабами правили халифы-сунниты из династии Омейя?дов. Омейяды сделали своей столицей город Дама?ск в завоёванной ими Сирии. Будучи правоверными суннитами, Омейяды преследовали и изгоняли из халифата шиитов. В 750 г. Омейядов сверг род Аббаси?дов — потомков Аббаса, дяди Мухаммада. Аббасиды основали Багда?д и перенесли туда столицу халифата.
4. Объясните, почему распался Арабский халифат. Какие значительные государства выделились из его владений?
На окраинах империи власть переходила к династиям местных правителей. Со временем халиф мог действительно править только округой Багдада, хотя и продолжал считаться первым из всех мусульманских владык.
Халифат распался на эмира?ты с эми?рами во главе. Так, на крайнем западе, на Пиренейском полуострове, возник эмират с центром в Кордове. На другом конце мусульманского мира, в Средней Азии, в течение века (с конца IX по конец X) процветал иранский эмират Самани?дов.
5. Проведите обсуждение вопросов: 1) В чём состоял вклад арабов в развитие наук? 2) Как передавались научные знания в период раннего Средневековья?
1) Особенно много мусульмане переняли из научных знаний византийцев и иранцев. Раньше всего они заинтересовались медициной и астрономией. Но вскоре дошла очередь и до других наук, например философии. В IX в. в Багдаде возник «Байт ал-хи?кма» («Дом мудрости»), в котором делались переводы на арабский язык лучших греческих, иранских, сирийских и еврейских книг. Греческая философия сильно повлияла на мусульманское богословие, а римское право воздействовало на мусульманское право — шариат. Арабский язык стал языком правителей, судей, поэтов и учёных, понятным во всех концах многонационального халифата. В халифате появились выдающиеся философы, астрономы, медики, математики, географы.
2) В медресе? — мусульманских высших школах занимались тысячи учеников. Знания араб­ских учёных о природе намного превосходили познания европейцев того времени. Многие христиане из Европы учились у арабских мудрецов. Знания передавались посредством учебы.
6*. Используя иллюстрации учебника и дополнительные материалы, составьте описание внешнего вида и внутреннего убранства мечетей арабского мира. Какое впечатление эти сооружения должны были производить на верующих?
Несмотря на различия стилей, каждая мечеть строго следовала архитектурному канону. Первоначально она представляла собой прямоугольный двор или зал, окруженный арочными галереями. В центре двора располагался водоем, предназначенный для омовения перед молитвой. Из двора верующие попадали в многостолпный молитвенный зал, в обращенной к Мекке стене которого помещался один или несколько михрабов (алтарных ниш). Внутри мечети нет никаких изображений – только изречения из Корана и кафедра проповедника – минбар, где лежит священный Коран. Главный фасад сооружения оформлялся айваном – арочным порталом больших масштабов. Вход в мечеть надлежало всегда держать открытым, так как это означало вступление в пределы счастья, т.е. владения Аллаха.
7*. Раскройте смысл понятия «мир ислама». Выскажите суждение о том, какие явления определяли это понятие наряду с мусульманским вероучением.
Мир ислама - это обширные арабские завоевания, формирование арабский государств и обширная арабская культура, способствующая развитию не только арабского мира. Наряду с мусульманским вероучением это понятие определяли следующие явления:
- арабские завоевания
- джихад
- распад халифата на эмираты
- медрес
- развитие мусульманской науки
Тренажёр № 1 к § 5.
Расставьте на карте центральной части Арабского халифата священный город мусульман, три столицы халифата и четыре важнейшие области государства.
Ответ:
Тренажёр №2 к § 5.
Выберите страны и территории, которые были завоеваны арабами и вошли в состав халифата:
- Средняя Азия
- Египет
- Италия
- Северная Африка
- Иран
- Византия
- Китай
- Испания
Ответ: Средняя Азия, Египет, Северная Африка, Иран, Испания
Тренажёр №3 к § 5.
Соотнесите мусульманских правителей и города, бывшие их столицами:
Ответ:
- Аббасиды - Багдад
- Омейяды - Дамаск
- «Праведные халифы» - Медина
- Саманиды - Бухара
Тренажёр №4 к § 5.
Пользуясь подсказкой, выберите правильные утверждения, относящиеся к образованию в исламском мире.
- В мусульманских школах широко изучались труды древнегреческих учёных
- Изучались точные науки: логика, математика и др.
- Важное место в обучении занимала экономическая наука, изучение механизмов торговли
- Важнейшее место в обучении уделялось религиозным дисциплинам
- Не преподавались светские дисциплины
Ответ: В мусульманских школах широко изучались труды древнегреческих учёных, Изучались точные науки: логика, математика и др., Важнейшее место в обучении уделялось религиозным дисциплинам
Тренажёр №5 к § 5.
Прочитайте средневековый арабский текст и определите,на каких условиях жители городов покорялись арабам:
- Принятие всеми жителями ислама
- Сохранность домов и церквей
- Передача всего имущества горожан арабским воинам
- Обращение жителей в рабство
- Неприкосновенность жизни и имущества
- Обязанность платить подать
Ответ: Сохранность домов и церквей, Неприкосновенность жизни и имущества, Обязанность платить подать
Тренажёр №6 к § 5.
Установите соответствие между понятиями и их определениями:
Ответ:
- Коран - Священная книга мусульман
- Хадж - Паломничество в Мекку
- Кааба - Главная святыня ислама
- Рамадан (рамазан) - Священный для мусульман месяц
Тренажёр №7 к § 5.
Соотнесите даты и события:
Ответ:
- 632–1258 гг. - Существование Арабского халифата
- ок. 570–632 гг. - Годы жизни пророка Мухаммада
- 610 г. - Начало проповеди ислама пророком Мухаммадом
- 622 г. - Переселение пророка Мухаммада из Мекки в Ясриб (Медину)
Тренажёр №8 к § 5.
Установите соответствие между понятиями и их определениями:
Ответ:
- Мечеть - Здание для молитв у мусульман
- Халиф - Правитель и духовный глава мусульман
- Хиджра - Переселение пророка Мухаммада из Мекки в Медину
- Сунна - Сборник изречений пророка Мухаммада и рассказов о нём
Тренажёр №9 к § 5.
Соотнесите даты и события:
Ответ:
- конец IX – конец X вв. - Процветание государства Саманидов со столицей в Бухаре
- середина VIII в. - Победа арабов в битве с войском китайского императора при Таласе
- IX в. - Создание «Дома мудрости» в Багдаде
- первая половина VII в. - Возникновение ислама
Тренажёр №10 к § 5.
Отметьте верные утверждения:
Отметьте верные утверждения:
- Аравийский полуостров находился в стороне от важных торговых путей
- На юге Аравийского полуострова проходил важный торговый путь, соединявший Византию с Восточной Африкой и Индией
- На Аравийском полуострове для земледелия пригодны только прибрежные районы
- Большую часть Аравийского полуострова занимают плодородные земли
Ответ: На юге Аравийского полуострова проходил важный торговый путь, соединявший Византию с Восточной Африкой и Индией, На Аравийском полуострове для земледелия пригодны только прибрежные районы.
Важнейший торговый и религиозный центр Аравийского полуострова в конце VI – начале VII в.:
Ответ: Мекка
Отметьте верные утверждения, относящиеся к исламу:
- Слово «ислам» означает «единобожие»
- Днем молитвы и отдыха у мусульман считается пятница
- Обязанностью мусульманина является молитва пять раз в день
- Мусульмане не должны употреблять в пищу мясо
Ответ: Днём молитвы и отдыха у мусульман считается пятница, Обязанностью мусульманина является молитва пять раз в день.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением