Упр.49 ГДЗ Рыбченкова Александрова 6 класс (Русский язык)
|
Не совпадает с вашим учебником? Посмотрите обновленный решебник |
Решение #1 (Учебник 2019)
Решение #2 (Учебник 2014)
Решение #3 (Учебник 2014)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Загоровская 6 класс, Просвещение:
Прочитайте фрагмент книги Э. Вартаньяна «Путешествие в слово». Определите главную мысль текста.
Если словообразовательная сила языка греков и языка римлян заключена в возможностях префиксации, английского — в переводе слов из одной части речи в другую, немецкого — в основосложении, то мощь и гибкость русского языка обусловлены не в последнюю очередь неисчислимыми комбинационными возможностями создания слов с помощью суффиксов и приставок. Именно это даёт языку нашему, по наблюдению Н. Г. Чернышевского, «решительное превосходство... над другими европейскими языками по богатству и разнообразию словопроизводства».
Основная мысль текста: основная словообразовательная сила русского языка - в создании слов с помощью суффиксов и приставок.
1. Приведите примеры слов из текста, образованных суффиксальным способом, приставочным, сложением.
Слова, образованные суффиксальным способом:
- префиксация < префикс
- английского < Англия
- русского < Русь
- словообразовательная < словообразование
- комбинационными < комбинация
- европейскими < Европа
- богатству < богатый
Слова, образованные приставочным способом:
- слов, образованных приставочным способом, в тексте нет.
Слова, образованные сложением:
- основосложение < основа + слагать
- словопроизводства < слово + производить
2. Постройте словообразовательную цепочку, показывая последовательность образования слова неисчислимыми.
Неисчислимыми < исчислимый < исчислить < число
3. Выпишите из текста слова с нулевым окончанием и слово без окончания.
Слова с нулевым окончанием:
- римлян
- слов
- мощь
- гибкость
- очередь
- приставок
Слово без окончания:
- именно
4. Найдите и выпишите из текста слово, которое соответствует схеме:
- римлян
- английского
- гибкость
- русского
- создания
- наблюдению
- богатству
5. Подготовьте устное сообщение, подтверждая своими примерами справедливость главной мысли приведённого текста.
Основной способ образования новых слов в русском языке - морфемный. С помощью словообразовательных морфем - приставок и суффиксов - можно образовать огромное множество слов.
В процессе словообразования можно создавать словообразовательные цепочки, которые показывают, от какого слова и с помощью какой именно морфемы образовалось то или иное слово. Из нескольких словообразовательных цепочек составляет словообразовательное гнездо, куда входят уже десятки однокоренных слов. Например, словообразовательное гнездо слова говорить включает в себя больше ста слов, образованных различными способами.
Словообразовательные приставки и суффиксы имеют различное лексическое значение. Например, суффиксы -тель-, -щик- указывают на профессию, обозначенную мотивирующим словом (учить > учитель, камень > каменщик); суффиксы -от-, -есть-, -ость-, -изн- указывают на качество или свойство (белый > белизна, нежный > нежность); приставка не- обозначает отрицание чего-то, что названо мотивирующим словом (правда > неправда, интересный > неинтересный); приставка за- указывает на начало действия (плакать > заплакать).
Морфемный разбор слова:
Мощь
1. Определим часть речи - имя существительное.
2. Выделим основу и окончание: мощь (нулевое окончание)
3. Выделим приставки и суффиксы (если есть): мощь (непроизводное слово) (приставок и суффиксов нет)
4. Выделим корень: мощь
5. мощь
Гибкость
1. Определим часть речи - имя существительное.
2. Выделим основу и окончание: гибкость (нулевое окончание)
3. Выделим приставки и суффиксы (если есть): гибкость < гибкий
4. Выделим корень: гибкость
5. гибкость
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание.
Ответ 1
Проявить малодушие, осведомиться о самочувствии, производство железобетона, умозаключение, мелкое правонарушение, дворец бракосочетания, писчебумажный комбинат, быть известной своим благочестием, единомышленник, богатый домовладелец, разрушительное землетрясение, рассказать о своём мироощущении, легкомыслие, первый луноход, новогодний праздник.
• Самочувствии – соединительная гласная о между двумя корнями; словарное слово, правописание следует запомнить;
• Писчебумажный – соединительная гласная е между двумя корнями;
• Известной – проверочное слово известие;
• Благочестием – соединительная гласная о между двумя корнями;
• Единомышленник – соединительная гласная о между двумя корнями;
• Землетрясение – соединительная гласная е между двумя корнями;
• Легкомыслие – соединительная гласная о между двумя корнями;
• Луноход – соединительная гласная о между двумя корнями;
• Новогодний – соединительная гласная о между двумя корнями.
Ответ 2
- проявить малодушие (соединительная гласная о после твёрдого согласного)
- осведомиться о самочувствии (соединительная гласная о после твёрдого согласного; словарное слово)
- производство железобетона (соединительная гласная о после твёрдого согласного)
- умозаключение (соединительная гласная о после твёрдого согласного)
- мелкое правонарушение (соединительная гласная о после твёрдого согласного)
- дворец бракосочетания (соединительная гласная о после твёрдого согласного)
- писчебумажный (соединительная гласная е после шипящего) комбинат
- быть известной (проверочное слово: известие) своим благочестием (соединительная гласная о после твёрдого согласного)
- единомышленник (соединительная гласная о после твёрдого согласного)
- богатый домовладелец (соединительная гласная о после твёрдого согласного)
- разрушительное землетрясение (соединительная гласная е после мягкого согласного)
- рассказать о своём мироощущении (соединительная гласная о после твёрдого согласного)
- легкомыслие (соединительная гласная о после твёрдого согласного)
- первый луноход (соединительная гласная о после твёрдого согласного)
- новогодний (соединительная гласная о после твёрдого согласного) праздник
Постройте словообразовательную цепочку, показывая последовательность образования слова правонарушитель. При затруднении обращайтесь к словообразовательному словарю.
Правонарушитель < нарушитель + право < нарушить < рушить.
Похожие решебники
Популярные решебники 6 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением