Параграф 48 ГДЗ Вигасин Годер 5 класс (новый учебник) (История)

Не совпадает с вашим учебником?
Посмотрите устаревший решебник

Изображение §48. Устройство Римской республикиВспомните и проверьте себя, когда и кем было отменено долговое рабство в Афинах (см. §30, п. 2).Долговое рабство в Афинах было...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Вигасин, Годер, Свенцицкая 5 класс, Просвещение:
§48. Устройство Римской республики
Вспомните и проверьте себя, когда и кем было отменено долговое рабство в Афинах (см. §30, п. 2).
Долговое рабство в Афинах было отменено в VI веке до н. э. реформами Солона (594 г. до н. э.). Он запретил обращение афинян в рабство за долги и освободил тех, кто уже стал долговыми рабами. Это способствовало укреплению социальной стабильности в полисе.
Объясните значение слов: Марсово поле, Форум, легион, римское право.
Марсово поле — обширная равнина за городской стеной Рима, где проводились Народные собрания для выборов консулов и решения важных государственных дел.
Форум — главная площадь Рима, центр политической, религиозной и экономической жизни.
Легион — основная организационная единица римской армии, состоявшая из 4–5 тысяч воинов.
Римское право — система законов, разработанная в Древнем Риме.
Проверьте себя.
1. Как происходили выборы консулов в Риме?
Ежегодно на Марсовом поле сходились на Собрание граждане Рима. На высоком берегу Тибра взвивался красный флаг — знак того, что Риму не грозит ничьё вторжение. Из городских ворот являлся консул, его сопровождали двенадцать ликторов. Раздавался звук трубы. Жрецы провозглашали, что боги милостиво приняли жертву. Так Народное собрание приступало к выборам консулов на будущий год. Каждый гражданин получал табличку, на которой писал имена тех, за кого он подавал голос. Проходя через узкие мостики, голосующий опускал табличку в особую корзину. После подсчёта голосов вновь раздавался звук трубы и объявлялись имена двух победителей.
2. В чём состояли служебные обязанности консулов? Чем они занимались?
Они производили набор в войско, созывали Народное собрание, могли предлагать новые законы. Каждый из них имел право отменить распоряжение другого. Поэтому, прежде чем что-либо предпринять, консулы вынуждены были договариваться между собой, находить согласованное решение.
Во время войны обычно один консул оставался в Риме, а другой во главе войска отправлялся в поход. Если же опасность была велика, оба консула находились при войске. В этом случае они командовали поочерёдно, ежедневно меняясь.
3. Как пополнялся сенат? Какими государственными делами ведали сенаторы?
В ходе борьбы патрициев и плебеев изменился порядок пополнения сената. В него попадали без всяких выборов бывшие консулы, народные трибуны и другие должностные лица. Все они пожизненно становились членами сената. Всего в сенате было триста человек. Сенат обладал огромной властью: ведал казной, разрабатывал планы ведения войн, вёл переговоры с другими государствами. Судьями в Риме могли быть только сенаторы. Сенат ни перед кем не отчитывался в своих действиях и не нёс ответственности за ошибочные решения.
4. Почему при обсуждении дел в сенате консул редко выступал против мнения большинства?
При обсуждении дел он редко выступал против того мнения, которое поддерживало большинство сенаторов. Консул знал, что меньше, чем через год сам станет сенатором и будет им до конца жизни. Никогда ему не простят сенаторы, если он, будучи консулом, поступит против их воли.
5. Какие меры наказания и поощрения применялись в римском войске?
Римская армия славилась своей дисциплиной. Если один из отрядов проявлял трусость, то случалось, что после боя воинов выстраивали и каждого десятого по жребию казнили. Если часовой засыпал на посту, его насмерть забивали камнями. Отличившимся увеличивали долю военной добычи, их награждали почётным оружием. Тому, кто первым взобрался на стены вражеской крепости, давали венок с изображением зубчатой стены.
Опишите рисунок «Построение легиона» (с. 237). Как строился легион перед боем? Как он действовал в бою?
Легион перед боем строился в три линии:
• Гастаты — молодые воины в первой линии.
• Принципы — опытные бойцы во второй линии.
• Триарии — ветераны в третьей линии.
Каждая линия состояла из десяти манипул — небольших отрядов, способных действовать самостоятельно. Бой начинали легковооружённые воины, после чего в атаку шли гастаты. Если они не могли сломить врага, то отступали в промежутки между манипулами принципов, которые принимали бой. В критической ситуации вступали триарии, смыкая строй в единую сплошную стену.
Познакомьтесь с текстом «Первые римские законы…» (см. с. 235) и дайте оценку римскому праву по следующей схеме: кем создавалось, для кого создавалось, как действовало.
Кем создавалось: специальной комиссией из патрициев и плебеев.
Для кого создавалось: для всех граждан Рима, чтобы защитить их права от произвола судей.
Как действовало: законы были записаны на 12 таблицах и выставлены на Форуме для всеобщего ознакомления. Это положило начало принципу «закон един для всех».
Составьте (в тетради) схему управления Римской республикой.
Подготовьте сообщения: об одежде римлян; о гаданиях в Риме. (По учебнику и дополнительным источникам информации, в том числе, Интернету.)
Одежда римлян отражала их социальный статус и гражданскую принадлежность. Основой мужского костюма была туника — шерстяная рубаха с короткими рукавами, которую подпоясывали. Поверх тоги состоятельные римляне носили тогу — большое овальное полотно из белой шерсти, которое искусно драпировали, оставляя правое плечо открытым. Тога считалась символом римского гражданства: её нельзя было носить иностранцам или рабам. Важные должностные лица добавляли к тоге пурпурную кайму, а кандидаты на пост консула носили тогу-кандиду (ослепительно белого цвета) — отсюда произошло слово «кандидат». Женщины носили длинные туники и столы — похожие на тогу накидки, но более изящные. Обувь (сандалии или сапоги) также указывала на статус: например, сенаторы носили красные кожаные сапоги.
Подумайте. В чём преимущество построения легиона в бою сравнительно с македонской фалангой?
Ключевое преимущество римского легиона над македонской фалангой заключалось в гибкости и манёвренности. Фаланга представляла собой монолитное построение из плотных рядов копейщиков, эффективное на ровной местности, но уязвимое на пересечённой. Легион же, разделённый на манипулы, мог действовать на сложном рельефе, перестраиваться и атаковать с флангов. Если фаланга прорывала первую линию легиона, её встречали свежие силы принципов и триариев. Кроме того, римляне использовали комбинированную тактику: метательные дротики (пилумы) ослабляли строй врага перед рукопашной схваткой, где короткие мечи (гладии) были эффективнее длинных копий. Именно это преимущество позволило Риму победить Македонию в битвах при Киноскефалах (197 г. до н. э.) и Пидне (168 г. до н. э.).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением