Ответы на вопросы §47 ГДЗ Сахаров Загладин 10 класс (История)

Решение #1

Изображение § 47. Культура и быт России XVIII в.Что нового появилось в русской культуре XVIII в. по сравнению с допетровским временем? Какие сферы общества были затронуты...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Презентация
Загрузка...
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Сахаров, Загладин 10 класс, Русское слово:
§ 47. Культура и быт России XVIII в.
Что нового появилось в русской культуре XVIII в. по сравнению с допетровским временем? Какие сферы общества были затронуты изменениями сильнее всего?
В русской культуре появились новые стили (классицизм и барокко в архитектуре, сентиментализм в литературе), литературный русский язык. Больше всего изменениями были затронуты сфера образования и науки.

1. В чём состояли особенности развития русской культуры во второй половине XVIII в.? Чем эти особенности были обусловлены?
Пётр 1 и его реформы широко раздвинули горизонты российской жизни. При Екатерине II этот процесс ускорился. Россия уходила от изолированной культуры и превращалась в просвещённое европейское государство. Одной из особенностей развития российской культуры стало активное освоение достижений западноевропейской культуры с опорой на собственные традиции и опыт. Освобождённая от постоянного церковного влияния и давления российская культура становилась всё более светской.
2. В чём проявилось влияние культуры России второй половины XVIII в. на экономическое и политическое развитие страны?
Культура содействовала формированию российского общества, она сближала людей как нацию, пробудила национальное самосознание.
3. Какие новые черты культуры, появившиеся в XVII в., получили своё дальнейшее развитие в культуре XVIII в.?
Свое дальнейшее развитие получили парсуны, портреты, новые стили в архитектуре, такие как барокко, развитие науки ( в особенности истории) и техники.
4. Какие достижения российской культуры середины и второй половины XVIII в. в наибольшей степени отражают её вклад в историю мировой и отечественной культуры?
Открытие университетов, складывание системы общеобразовательных школ внесли огромный вклад в развитие культуры. Для русской науки Ломоносов стал целой эпохой. Он создал первую в истории России химическую лабораторию. Ему принадлежит разработка атомно-молекулярной теории строения вещества. Теплотехник И. И. Ползунов разработал проект универсального парового двигателя. Формируется русский литературный язык, освобождённый от старой церковной речи. Большое влияние на реформу языка оказали Н. М. Карамзин, чей литературный язык стал уже языком не прошлого, а будущего. Многие архитектурные памятники были созданы именно в XVIII веке. Основоположниками русской светской живописи стали Никитин и Матвеев.
5. В чём проявилось зарубежное влияние на российскую культуру? В чём проявлялась самобытность культуры России этого времени? Как эти два процесса уживались вместе?
Зарубежное влияние проявилось в появлении новых стилей в архитектуре и литературе, развитии светской живописи. Также примером западного влияния может служить факт приглашения в Россию иностранных мастеров. Самобытность русской культуры проявилась в формировании русского литературного языка, адаптации общеевропейских стилей под Россию. Зарубежное влияние и самобытность сосуществовали благодаря грамотному сочетанию.
6. Расскажите о каком-либо явлении культуры XVIII в., которого и быть не могло в веке XVII.
В первой четверти 18 веке, были созданы первые светские образовательные школы. Эти школы, давали начальные и практические знания. Многие школы сочетали в себе образовательные и профессиональные основы. Была создана пушкарская школа, Медицинская школа. Также был создан ряд математических, навигационных и ремесленных учебных заведений. В 1730-1755 годах возникают дворянские учебные заведения. Сухопутный корпус, Морской, инженерный. Был также создан Смольный институт благородных девиц. Вместе с этим, начинали формироваться основы общественного образования, ревнителем которых был Михаил Васильевич Ломоносов. В провинциях развивались епархиальные и адмиралтейские школы. В Москве и Петербурге появляются первые общеобразовательные гимназии. В 1755 – 1782 годах, в русском обществе стали распространяться просветительские идеи. Были переведены и изданы сочинения Джона Локка. В своих трудах Локк говорит о том, что ребенка надо воспитывать не устрашением и подавлением личности, а искать более прогрессивные методы обучения. Государством была предпринята попытка создать систему воспитательно–образовательных учреждений, что позволило бы получить новых квалифицированных врачей, художников, ремесленников и ученых. Екатерина II долго работала над этим вопросов, и решила строить русское народное образование по австрийскому образцу. В 1782 году была создана Комиссия об учреждение училищ. По замыслам комиссии создавались училища двух типов: главные с 4-мя классами в губерниях, малые двуклассные в уездах. Такие училища должны были обеспечить народ начальным образованием. Школьная реформа создала проблему подготовки учителей, которых катастрофически не хватало. Вскоре были открыты Учительская семинария и Главное народное училище для подготовки учительских кадров. В 18 веке в России образование приобрело определенную структуру, что сказалось на качестве образования.

1. В последние десятилетия в российском обществе с новой силой возобновились дискуссии о значении эпохи Петра Великого как водораздела между старой и новой Россией, Древней Русью и Российской империей. С помощью учебника и дополнительных источников самостоятельно сформулируйте суть положительных и отрицательных сторон Петровских реформ, которые существуют в науке и обществе. Оформите это в виде таблицы в тетради.
положительные стороны петровских реформ отрицательные стороны петровских реформ
Модернизация страны. Развитие экономики. Рост международного авторитета России. Создание мощной армии и флота. Развитие культуры, образования. Создание отечественной промышленности. Выход к Балтийскому морю, строительство каналов. «Табель о рангах» дал возможность представителям народа дослужиться до высших чинов. Попытка ликвидировать неграмотность, открытия школ, музея, театра, газет, введение европейских обычаев Усиление крепостного права. Основой развития промышленности стал крепостной труд. Бюрократизация управления государством.
25 лет службы, крестьян отрывали от земли. Рост налогов, рост феодального гнёта, крестьян приписывали к заводам. Огромные человеческие жертвы при строительстве портов и каналов

2. Ознакомьтесь с интервью историка русской артиллерии А. Н. Лобина («Пушечный мастер Елисей Кует пушки кожаные водою куёт» на сайте Polit.ru) и вы узнаете, что не все достижения Петра даже в военном деле были так замечательны, как принято считать. Какие устоявшиеся мифы о Петровской реформе артиллерии разоблачает статья?
- на самом деле русская артиллерия фактически шла в ногу с Европой. У нас в большом количестве были и европейские специалисты, которые помогали проводить реформы в области артиллерии, и с конца 60-х годов русская артиллерия уже активно вступает в период однотипного производства, когда появляется большое количество двухфунтовых орудий.
- при Петре же, к концу 17 века, появляется как раз разнотипность, разнокалиберность, сбой в литье однотипных орудий! Петр всячески интересуется европейской артиллерией, поэтому приглашает разных мастеров: французов, немцев, шведов.
- Петр посчитал, что нерентабельно в силу каких-то причин тащить из Москвы новую артиллерию, которая отливалась с 1670-х годов. поэтому он взял артиллерию из Пскова и Новгорода, весь тот антиквариат, и потащил его под Нарву.
3. Самостоятельно, в том числе в учебнике, найдите примеры нововведений, которые проводились и до Петра, но связаны именно с его эпохой. Подготовьте небольшую презентацию на эту тему. А затем выделите и сформулируйте те достижения Петра, которые, по вашему мнению, действительно являются заслугой царя-реформатора. В форме семинара или круглого стола на уроке аргументируйте свой выбор в дискуссии с товарищами.
Именно Петру принадлежит инициатива издания первой российской публичной газеты. со времён Петра все светские издания стали печататься строго гражданским шрифтом, который по своему внешнему виду был ближе к латинице и гораздо более читабельным. Старый шрифт остался только в церковных изданиях. Кроме того, проведена реформа алфавита. Надстрочные знаки были упразднены, как и ряд устаревших букв, а вместо буквенного написания чисел стали использоваться арабские цифры. При Петре была создана регулярная армия, комплектовавшаяся рекрутским набором. Теперь солдаты занимались исключительно военным делом и были гораздо организованнее прежних стрельцов. Пётр заменил старое летоисчисление принятым в Европе летоисчислением от Рождества Христова. Пётр значительно расширил сеть аптек, передав их в частные руки. Любой желающий открыть аптеку мог получить под неё бесплатный участок земли. К концу его правления численность аптек в городах значительно выросла.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.