Упр.469 ГДЗ Ладыженская Баранов 5 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2019)
Решение #3 (Учебник 2012)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Ладыженская, Баранов, Тростенцова 5 класс, Просвещение:
Прочитайте текст. Определите его основную мысль и тип речи. Выпишите из текста в две группы имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Обозначьте падежи существительных. В последнем абзаце найдите два однокоренных слова.
Всю ночь мне снились зайцы. Белые, пушистые, они играли в чехарду. Я проснулся и, как всегда, посмотрел в окно. Ну и погодка! Яркое солнце, голубое небо, пушистые белые ёлки, и снег такой белый, что глазам больно. А там, далеко на горе, мелькают лыжники, красные, жёлтые, зелёные.
Вон красный лыжник налетел на ёлку, и с неё посыпался снег. Горемыка застрял и встать не может, палки у него унесло, опереться1 не на что. Так и сидит и обнимает ёлку. <...>
Мне вдруг показалось, что все праздники — и Новый год, и день рождения, и даже Первое мая — надо праздновать сегодня.
(По И. Петкевич)
Основная мысль: Прекрасная погода создаёт настроение праздника.
Тип речи: повествование с элементами описания.
Одушевлённые существительные: зайцы (И. п.), лыжники (И. п.), лыжник (И. п.), горемыка (И. п.).
Неодушевлённые существительные: ночь (В. п.), (в) чехарду (В. п.), (в) окно (В. п.), погодка (И. п.), солнце (И. п.), небо (И. п.), ёлки (И. п.), снег (И. п.), глазам (Д. п.), (на) горе (П. п.), (на) ёлку (В. п.), снег (И. п.), палки (В. п.), ёлку (В. п.), праздники (В. п.), Новый год (В. п.), день рождения (В. п.), Первое мая (В. п.).
Чехарда* – 1. игра, в которой один из игроков, разбежавшись, перепрыгивает через другого подставляющего ему для упора согнутую спину; 2. (перен.) частые изменения в чём-нибудь, создающие неопределённое, неустойчивое положение.
Разберите устно по составу слова: фигурист, привозим, вносишь, сварщик, красноватая (жидкость), парашютистка — и письменно: (в) сарафанчике, уходит, шерстяным (шарфом), тихая, безлунная (ночь).
Устный разбор
1. Фигурист. В этом слове нулевое окончание. Основа – фигурист-. Окончание указывает здесь на то, что имя существительное стоит в И. п., в ед. ч.
2. В слове фигурист суффикс -ист. Он обозначает лиц (людей) по роду их занятий, по профессии.
3. Корень слова – -фигур-. Однокоренные слова: фигура, фигурный, фигуристка.
1. Привозим – окончание -им, основа привоз-. Окончание указывает на то, что глагол стоит во мн. ч., в 1 л., в наст. вр.
2. В слове привозим приставка при-. Она имеет значение приближения.
3. Корень в этом слове – -воз-. Однокоренные слова: возить, повозка, возничий.
1. Вносишь – окончание -ишь, основа внос-. Окончание указывает на то, что глагол стоит в ед. ч., во 2 л., в наст. вр.
2. В слове вносишь приставка в-. Она указывает на движение внутрь.
3. Корень в этом слове – -нос-. Однокоренные слова: носить, носильщик, переноска.
1. Сварщик. В этом слове нулевое окончание. Основа – сварщик-. Окончание указывает здесь на то, что имя существительное стоит в И. п., в ед. ч.
2. В слове сварщик есть приставка с-. Она имеет значение соединения. Суффикс -щик обозначает лиц (людей) по роду их занятий, по профессии.
3. Корень слова – -вар-. Однокоренные слова: варить, сварка, сварочный.
1. Красноватая (жидкость) – окончание -ая, основа красноват-. Окончание указывает на то, что прилагательное стоит в ж. р., в И. п., в ед. ч.
2. В слове красноватая суффикс -оват-. Он образует имена прилагательные, которые имеют значение «чуть-чуть такой»: красноватый – значит не совсем красный.
3. Корень в этом слове – -красн-. Однокоренные слова: красный, краснота, краснеть.
1. Парашютистка. В этом слове окончание -а. Основа – парашютистк-. Окончание указывает здесь на то, что имя существительное стоит в И. п., в ед. ч.
2. В слове парашютистка суффикс -ист- обозначает лиц (людей) по роду их занятий, по профессии; суффикс -к- обозначает лиц женского пола от соответствующих имён существительных мужского.
3. Корень слова – -парашют-. Однокоренные слова: парашютизм, парашютик, парашютный.
Объясните, почему так названы плетень, землянка, шиповник? Напишите об одном из этих слов по плану:
1. Какая часть слова помогает нам объяснить это название?
2. Почему мы можем использовать корень для объяснения названия? Озаглавьте свою работу «Секрет названия».
Секрет названия
Название слова помогает объяснить корень, т. к. именно в нём заключено лексическое значение.
Плетень – это изгородь из сплетённых прутьев, ветвей. Это слово происходит от слова плести.
Землянка – это жильё, вырытое в земле. Это слово происходит от слова земля.
Шиповник – это дикая роза со стеблями, покрытыми шипами. Это слово происходит от слова шип.
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением