Параграф 47 ГДЗ Горинов Данилов 10 класс (История)

Решение #1

Изображение § 47. Духовная жизнь страны в 1990-е гг.В чём заключалась противоречивость духовного развития страны в 1990-е гг.?Развитие отечественной культуры в 1990-е гг. было...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Презентация
Загрузка...
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Горинов, Данилов, Моруков 10 класс, Просвещение:
§ 47. Духовная жизнь страны в 1990-е гг.
В чём заключалась противоречивость духовного развития страны в 1990-е гг.?
Развитие отечественной культуры в 1990-е гг. было противоречивым. Положительные перемены сочетались с трудностями и проблемами. Главный результат 1990-х гг. — создание условий для возрождения духовности России, обогащения тех вечных ценностей, которые выработали поколения россиян.
Какую роль стали играть СМИ в жизни государства?
СМИ стало играть важнейшую роль в жизни государства, ведь оно стало освещать все важнейшие события.
Как социально-экономические процессы конца 1980-х—1990-х гг. повлияли на религиозные настроения в российском обществе?
Кризис коммунистической идеологии на рубеже 1980—1990-х гг. вызвал бурный всплеск религиозных настроений в российском обществе. Соцаильно-экономические процессы способствовали росту религиозного самосознания.

1. Назовите позитивные и негативные последствия процесса стирания границ между российским и мировым культурным пространством.
Важнейшим явлением духовной жизни 1990-х гг. стало окончательное стирание границ между российским и мировым культурным пространством, приобщение россиян к новейшим достижениям мировой культуры, современного информационного общества. Однако открытие Запада не ограничилось знакомством лишь с лучшими сторонами его культуры. В страну хлынул поток низкопробных подделок, сыгравших свою роль в падении нравов и росте преступности.
2. Определите перемены, которые произошли в духовной жизни страны в 1990-е гг. Что можно отнести к достижениям российской культуры в этот период? Какие возникали трудности?
Переход к рыночным отношениям поставил представителей творческой интеллигенции в непривычные условия. С одной стороны, государство впервые сняло все запреты на творчество, но с другой — прекратило финансирование творческой деятельности. Признание в России и за рубежом получили в 1990-е гг. произведения литературы и искусства, созданные в традиционном реалистическом ключе. Распад великой единой страны, несправедливые итоги приватизации, повседневные экономические проблемы, неуверенность в завтрашнем дне, социальная незащищённость, резкое социальное расслоение, отсутствие общественного идеала и единой для всех цели — всё это для многих людей стало куда более тяжёлым испытанием, чем жизнь в советском обществе. Произошла интеграция западной и русской культуры. Кризисное состояние российского общества на начальном этапе реформ негативно сказалось на интеллектуальном потенциале страны.
3. Расскажите о тенденциях развития литературы в 1990-е гг.
Писателям старшего поколения в новых условиях пришлось нелегко. Характерной особенностью стало увлечение публицистическим жанром. Литература отразила растерянность, непонимание, ностальгию людей, порождённые распадом единого государства. В художественной прозе 1990-х гг. нашли отражение и новые обстоятельства жизни, и её новые герои. Основными чертами новых литературных произведений стали ирония над советским прошлым и поиск необычных форм самовыражения авторов.
4. Как изменился репертуар отечественных театров?
На первое место вышли художественные проблемы: режиссёрские решения, яркость образов, способы их воплощения. Широко организовывались получили коммерческие постановки, сезонные спектакли с популярными артистами, спектакли-антрепризы. Появились и балаганные театры с характерным репертуаром.
5. Что такое коммерциализация культуры? Приведите примеры.
Коммерциализация культуры - процесс закрепления рыночных отношений в специализированных сферах культуры (науке, образовании, но прежде всего, художественной культуры), который выражается в организационно-структурных изменениях, отказе от установившейся иерархии культурных ценностей и приоритетов, ослаблении социальных и эстетических функций искусства.
Первые музыкальные коммерческие радиостанции ликвидировали дефицит музыкальной информации. Широко организовывались получили коммерческие постановки, сезонные спектакли с популярными артистами, спектакли-антрепризы. Были открыты первые частные телеканалы (REN-TV, НТВ и др.). Практически во всех городах страны сформировалась система кабельного телевидения. Было создано Общественное российское телевидение, учредителем которого выступило не только государство, но и частные лица, коммерческие структуры.
6. Как кризисное состояние российского общества отразилось на развитии отечественной науки в 1990-е гг.?
Кризисное состояние российского общества на начальном этапе реформ негативно сказалось на интеллектуальном потенциале страны. В целях экономии бюджетных средств резко сократились государственные расходы на развитие науки, образования и культуры. Многие научные подразделения прекратили своё существование, некоторые сократили исследования до минимума. Кризисное состояние в науке усугубилось в 1995—1996 гг. кризисом неплатежей. К 1996 г. более 70 тыс. научных работников эмигрировали за рубеж, из них около 17% — это научные сотрудники Российской академии наук. Другая часть специалистов уходила из сферы интеллектуального труда, прежде всего из науки, в другие сферы. Работа в науке стала относиться к категории низкооплачиваемых.

1. Используя дополнительную литературу, воспоминания родственников, расскажите об изменениях в системе образования в 1990-е гг.
В начале 90-х гг. был сделан следующий шаг: согласно Конституции всем гражданам обеспечивалось получение обязательного и бесплатного основного девятилетнего образования, но бесплатного полного среднего образования не гарантировалось. Это автоматически превращало среднюю школу в двухуровневую, оставляло без социальной защиты категорию подростков 15—16 лет. В новой редакции закона «Об образовании» было записано, что полное среднее образование остается общедоступным и бесплатным. Законом об образовании 1992 г. предусматривались ежегодные затраты на образование на уровне не менее 10% национального дохода. В средней школе существуют бесплатные (обязательные) и платные (дополнительные) предметы, все чаще в школу приглашают вузовских преподавателей, чтобы ликвидировать разрыв между уровнем подготовки выпускников школы и требованиями высшей школы. В средней школе допускаются различные формы самоуправления: совет школы, попечительский совет, общее собрание и др. В высшей школе продолжаются реформы, начатые в 1987 г. : изменяется организация учебного процесса, углубляется дифференциация программ посредством введения многообразных и многочисленных учебных курсов. Предпринимаются попытки отойти от традиционного пятилетнего курса обучения, поделив его на две ступени — бакалавриат и магистратуру.
2. Подготовьте сообщение-презентацию на тему «Памятники культуры моего края в 1990-е гг.» (в группе). Какие памятники были реконструированы? Какие трудности в сохранении культурного наследия возникали? Какие объекты культуры были созданы?
3. Познакомьтесь с одним из произведений искусства, созданных в 1990-е гг. Напишите в тетради эссе-впечатление.
«Утомлённые солнцем» — совместный российско-французский фильм 1994 года, драма режиссёра Никиты Михалкова. Награждён премией Американской академии киноискусства «Оскар» за лучший иностранный фильм и Большим призом жюри 47-го Каннского фестиваля (Франция).
Действие фильма начинается ранним летом 1936 года — как раз незадолго до пика сталинских репрессий конца 1930-х годов в СССР. Сергей Котов (Никита Михалков) — легендарный комдив, истинный коммунист, отмеченный наградами герой Гражданской войны и любимец самого товарища Сталина, живёт на даче, расположенной в сельской местности вместе с женой Марусей (Ингеборга Дапкунайте), маленькой дочерью Надей (Надежда Михалкова) и родственниками Маруси - большой и шумной семьёй интеллигентов с дореволюционным прошлым.
В их спокойную и наполненную идиллией сельскую жизнь вмешивается Митя (Олег Меньшиков) — бывший дворянин и ветеран Белой Армии, который незадолго до своего внезапного исчезновения в 1928 году приходился женихом Марусе. Его с радостью приняли, и он представился маленькой Наде просто как «дядя Митяй». Однако вскоре становится очевидным, что, несмотря на свою юмористичную и дружелюбную натуру, Митяй явился сюда с другими намерениями: теперь он работает в НКВД и прибыл сюда, чтобы арестовать Котова по указанию свыше — за причастность к несуществующему заговору.
В каком-то смысле можно сказать, что Митя мстит Котову за то, что тот в 1928 году отправил его в Париж отслеживать бывших участников Белого движения, многие из которых были возвращены в СССР и расстреляны (см. Белая эмиграция). Тем самым Котов разлучил Митю с Марусей. После этого Митя возненавидел Котова, обвиняя в том, что он отнял у него всё — жизнь, профессию, любовь, родину и веру, заставив переступить через честь и совесть. Котов меж тем считает Митю «политической проституткой», напоминает ему, что ещё в 1923 году Митя был перевербован ОГПУ, и что он, Митя, обманывая всех, хочет угодить «и нашим, и вашим». Он убеждён, что намерения Мити являются проявлением личной мести. Однако объяснившись, Котов и Митяй прилюдно продолжают поддерживать иллюзию дружбы.
4. Обсудите в классе, можно ли называть изменения в духовной жизни в 1990-е гг. культурной революцией.
Изменения в духовной жизни можно назвать культурной революцией, потому что произошли значительные изменения в духовной жизни. социалистический реализм подвергся критике, многие деятели культуры обратились к авангардному искусству (концептуализм, постмодернизм, неоавангардизм). Однако искусство авангарда обращено к элите, узкому слою знатоков и ценителей. Признание в России и за рубежом получили в 1990-е гг. произведения литературы и искусства, созданные в традиционном реалистическом ключе.
5. Сравните развитие в 1990-е гг. западного киноискусства и отечественного кинематографа. Сделайте выводы.
1990-е годы ознаменованы «реваншем» независимого и малобюджетного кино. Производство удешевляется, независимых студий становится все больше (порой их поддерживают мэйджоры), один за одним появляются талантливые режиссеры-фанатики, способные работать в жестких рамках, а главное — ширится зрительская база нестандартного кино. В американском кино последних десятилетий на первый план вышли постановочные боевики, в которых действует герой, борющийся со злом. Большое развитие получило мультипликационное кино. Крупнейший итальянский режиссер Бернардо Бертолуччи, в своих фильмах 1980—1990-х показал неприглядные реалии современной ему жизни страны. Французское кино в эти годы переживало подъем.
Российскому кинематографу конец XX в. не принёс значимых творческих открытий. С международными тенденциями его роднило лишь засилье криминальной тематики. Творческое затишье отечественного кинематографа было обусловлено глубоким финансовым кризисом. В 1990-е гг. были созданы ленты, вызвавшие большой общественный интерес. В конце 1990-х гг. возродился Международный московский кинофестиваль. Ежегодно проводился Всероссийский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи.
6. Проиллюстрируйте подтверждающими и опровергающими примерами тезис о том, что в 1990-е гг. российская культура в полной мере вошла в мировое культурное пространство.

Аргументы в подтверждение:
- Серия художественных выставок ведущих музеев России была организована в США, крупнейших европейских странах.
- Отечественные радиостанции, вещавшие до 1990-х гг. лишь в УКВ-диапазоне, вышли на международные FM-диапазоны.
- Глобальной сетью — Интернетом в конце 1990-х гг. пользовались около 4 млн человек, а в 2007 г. — уже около 30 млн человек. Появились интернет-кафе, позволившие оценить возможности Интернета тем, кто не имел средств приобрести персональный компьютер.
Аргументы в опровержение:
- В 1990-х гг. мировой кинематограф вступил в новый век. Новое направление малобюджетного авторского кино отказалось от чётких жанровых форм и сюжетных линий. Российскому кинематографу конец XX в. не принёс значимых творческих открытий. С международными тенденциями его роднило лишь засилье криминальной тематики.
- Признание в России и за рубежом получили в 1990-е гг. произведения литературы и искусства, созданные в традиционном реалистическом ключе.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.