Параграф 4 ГДЗ Вигасин Годер 5 класс (История)

Изображение Глава 3. Первобытные земледельцы и скотоводыЗнакомясь с главой, подумайте: 1. Какое из двух занятий лучше обеспечивало людей пищей - земледелие или собирательство?...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Вигасин, Годер, Свенцицкая 5 класс, Просвещение:
Глава 3. Первобытные земледельцы и скотоводы
Знакомясь с главой, подумайте:
1. Какое из двух занятий лучше обеспечивало людей пищей - земледелие или собирательство? скотоводство или охота?
Земледелие и скотоводство лучше обеспечивали людей пищей, потому что человек сам контролировал и обеспечивал себя едой. При собирательстве и охоте человеку могло не везти, он мог не добыть еду по ряду причин. А при скотоводстве и земледелии человек сам создавал для себя еду.
2. Почему не было деления на богатых и бедных среди охотников на мамонтов?
Охотники на мамонтов жили и трудились сообща, им было необходимо держаться вместе, чтобы победить и выжить. В дальнейшем потребность в таком взаимодействии отпала, поэтому люди стали работать на себя и богатеть.

§4. Возникновение земледелия и скотоводства
Объясните значение слов: топор, мотыга, серп, зернотёрка, прядение, ткачество, циновка, духи, боги, старейшина, совет старейшин, племя, идол, молитва, жертва, религиозный обряд.
Топор — рубящее орудие, чаще короткое древковое и имеющее рабочее лезвие, расположенное вдоль рукоятки.
Мотыга — примитивное земледельческое орудие для обработки почвы под посев, состоящее из палки и приделанного к ней острого клинка или скребка.
Серп - ручное сельскохозяйственное орудие в виде сильно изогнутого мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков с корня.
Зернотёрка — древнейшее приспособление для помола зерна.
Прядение — процесс продольного складывания и спирального скручивания отдельных волокон для получения длинной и прочной нити.
Ткачество — древнейшее ремесло, представляющее собой процесс изготовления тканого полотна, используемого впоследствии для шитья одежды и предметов обихода.
Циновка - плетеное ковровое изделие из соломы, камыша, тростника и т. п
Дух — сверхъестественное бестелесное существо, наделённое волей (злой или доброй), способностью воспринимать предметы и различными сверхъестественными способностями, при этом само остающееся почти всегда недоступным для восприятия.
Боги - самые могущественные духи.
Старейшины — старые и наиболее опытные члены родов.
Совет старейшин - это орган, который управлял племенем, решал разные вопросы.
Племя – это объединение нескольких родовых общин, живущих в одной местности, говорящих на одном языке, имеющих общие верования и обычаи.
Идол - это высеченные из камня изображения богов и духов, которым поклонялись.
Молитва – это беседа человека с Богом, в которой он изливает свои сердечные желания, прошения, воздыхания.
Жертва - это подношение богам и духам.
Религиозный обряд – это конкретное действие, в основе которого лежит мистическое представление человека об окружающей действительности
Проверьте себя.
1. Какие наблюдения первобытных женщин привели к возникновению земледелия? Какие наблюдения привели к изобретению способа лепить горшки из глины?
Занимаясь собирательством, женщины заметили, что упавшие в землю зёрна дикорастущего ячменя или пшеницы дают всходы. Люди стали специально сеять зерно в разрыхлённую почву. Так из собирательства возникло земледелие.
Случайно корзина, обмазанная глиной, могла попасть в огонь. И женщины, следившие за домашним очагом, заметили, что прутья выгорели, а глина после обжига стала прочной и твёрдой, она больше не пропускала воду. Люди научились лепить горшки из глины и обжигать их в огне очага.
2. Расскажите о трёх главных орудиях первобытных земледельцев. Как их использовали?
Первые земледельцы вскапывали землю при помощи палки с сучком — деревянной мотыги. Затем они бросали в землю семена. Когда поспевал урожай, колосья срезали серпом. Серп изготавливали из дерева или кости, немного расщепляя их и вставляя в расщеп острые камешки. Растирая зёрна на плоских камнях (зернотёрках), получали муку.
3. Какой зверь был одомашнен первым? Как он помогал людям?
Первым домашним животным стала собака. Она охраняла жилище и помогала охотникам — выслеживала и гнала зверя.
4. Почему сородичи слушались старейшин?
Старейшины были самыми опытными и мудрыми стариками, знавшими повадки животных и свойства растений, древние предания и правила поведения.
Поработайте с картой (см. с. 9). Найдите, где находится древнейший район земледелия. Почему, по мнению учёных, именно в этом районе возникло земледелие?
Древнейший район земледелия находится в междуречье Тигра и Евфрата. По мнению ученых, именно там возникло земледелие, потому что это были наиболее благоприятные для этого занятия районы. Земля была плодородной, а климат - мягким.
Поработайте с датами. Что было раньше: появление человека разумного или возникновение земледелия? На сколько раньше?
Человек разумный появился раньше земледелия на 40 000 (лет назад) - 10 000 (лет назад) = 30 000 лет.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением