Параграф 39 ГДЗ Пасечник 10 класс Углубленный уровень (Биология)

Изображение § 39. Организменный уровень: общая характеристика. Размножение организмовВспомните:1. Что такое размножение?Размножение — это способность живых организмов...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник, Каменский, Рубцов 10 класс, Просвещение:
§ 39. Организменный уровень: общая характеристика. Размножение организмов
Вспомните:
1. Что такое размножение?
Размножение — это способность живых организмов воспроизводить себе подобных, обеспечивающая непрерывность и преемственность жизни.
2. Как размножаются бактерии, грибы, растения и животные?
Бактерии размножаются делением.
Грибы размножаются вегетативным (частями гриба, почкованием), бесполым (спорами) и половым путем.
Водоросли размножаются делением (одноклеточные), вегетативным (частями слоевища, почкованием), бесполым (спорами) и половым путем.
Растения размножаются как бесполым, так и половым способами.
Животные размножаются половым путем.
3. Какой процесс лежит в основе размножения у организмов, имеющих клеточное строение?
В основе размножения у организмов, имеющих клеточное строение, лежит процесс деления клетки.
4. Чем половые клетки отличаются от соматических?
Соматические и половые клетки отличаются числом хромосом. Половые клетки имеют меньше хромосом, что позволяет им объединяться и формировать новую клетку с полным набором хромосом.
Проверьте себя
1. Какие виды размножения вам известны? Приведите примеры организмов, использующих разные виды размножения.
Виды размножения: бесполое, половое.
Половым путём размножаются животные (например, кошки, лошади), птицы (например, сорока), человек.
Бесполым путём размножаются грибы (например, белый гриб), водоросли (например, спирогира).
2. В чём особенность и биологический смысл гермафродитизма? Можно ли считать этот способ размножения успешным? Почему у млекопитающих гермафродиты встречаются крайне редко?
У гермафродитов в равной степени развиты и мужские, и женские половые системы.
Биологический смысл гермафродитизма заключается в повышении вероятности оставить потомков, уменьшаются затраты энергии на поиски партнера для размножения.
Этот способ размножения можно считать успешным, т.к. он достаточно широко распространен в природе — как в растительном мире, так и среди животных. Большая часть высших растений являются гермафродитами, у животных гермафродитизм распространён, прежде всего, среди беспозвоночных — ряда кишечнополостных, подавляющего большинства плоских, некоторых кольчатых и круглых червей, моллюсков, ракообразных и насекомых (кокциды).
У млекопитающих гермафродиты встречаются крайне редко, скорее всего, из-за того, что гермафродитизм «проигрывает» перед раздельнополостью — у потомства не происходит обновления наследственной информации, появления новых сочетаний признаков по сравнению с материнским организмом. В результате не увеличивается разнообразие внутри вида, столь необходимое для выживания вида в меняющихся условиях среды. При естественном отборе при изменении внешних условий они не смогут приспособится и вымрут.
3. Приведите примеры растений, способных размножаться вегетативно: луковицами, корневищем, клубнем, черенком стебля.
Луковицами размножаются лук, чеснок, тюльпан; корневищем — ирис, ландыш; клубнями — картофель, топинамбур; черенком стебля — гортензия, смородина, крыжовник.
4. Высшие растения используют споры для бесполого размножения. А для чего необходимы споры бактериям?
Споры бактериям необходимы для перенесения неблагоприятных условий — отсутствия пищи или воды, влияния слишком высокой или низкой температуры и т.д.
1. Рассмотрите обе гипотезы о возникновении полового размножения, представленные ниже, и выскажите мнение, какая из них, на ваш взгляд, более реалистична. Свой ответ обоснуйте.
По мнению учёных, половой процесс появился около 1,2 млрд лет назад. Но как он возник? По одной из теорий, одна клетка могла съесть другую, но не переварила её гены, т.е. ДНК, а встроила эту ДНК в свой генетический аппарат. Если это дало «каннибалу» какие-то преимущества, то его потомки также стали встраивать в свой геном ДНК себе подобных.
Согласно другой гипотезе, на ранних стадиях эволюции во время полового процесса две особи обменивались генетическим материалом, как это происходит сейчас у инфузории-туфельки. Количество особей при этом не увеличивается, но каждый участник данного процесса получил от партнёра новые гены.
Обмениваясь участками ДНК, бактерии «научились» передавать друг другу устойчивость к различным внешним воздействиям. Кстати, они и сейчас часто это делают — например, передают друг другу гены устойчивости к антибиотикам. Поэтому в настоящее время многие прежде надёжные лекарства стали бесполезными.
На мой взгляд, более реалистична вторая гипотеза. Две инфузории временно соединяются ротовыми аппаратами, и между ними образуется цитоплазматический мостик, по которому происходит обмен ядерным материалом. Этому обмену предшествует мейотическое деление ядра. По завершении обмена клетки расходятся и затем размножаются путем деления (митоза). Т.е. появляется мейоз, а затем могли развиться и другие направления полового размножения. Таким образом, инфузория-туфелька является доказательством состоятельности этой теории.
2. Предложите схему, отражающую способы размножения. Проиллюстрируйте её примерами. Задание также можно выполнить в форме презентации.
1 слайд
Способы размножения организмов
2 слайд
3 слайд
Размножение делением клетки
Деление клетки осуществляется путём простого деления надвое.
Так размножаются амеба, эвглена зеленая, инфузории, водоросли, бактерии.
4 слайд
Размножение спорами
Споры — одноклеточные образования, при прорастании которых развиваются новые особи. Споры образуются в органах бесполого размножения — спорангиях.
Спорами размножаются грибы и растения.
5 слайд
Вегетативное размножение
Животные размножаются почкованием (гидра) и участками тела (дождевой червь, морская звезда).
6 слайд
Вегетативное размножение растений
Растения размножаются корнями, листьями и побегами (усы, черешки, отводки, видоизменённые побеги).
7 слайд
ПОДУМАЙТЕ
1. Почему бесполое размножение, требующее меньших временных и энергетических затрат, не смогло вытеснить половое в процессе эволюции?
В результате полового размножения появились особи с новыми признаками, организмы приобрели новые свойства. Это повысило их шансы в условиях естественного отбора и борьбы за выживание, в отличие от организмов, размножающихся бесполым путем.
2. Какие направления биологической науки занимаются изучением процессов размножения и развития организмов?
Изучением процессов размножения и развития занимаются генетика, селекция, эмбриология.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением