Упр.371 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
371. 1. Запишите высказывания В. Сухомлинского. Объясните написание гласных и согласных в приставках.
1. Дерзкое сердце чутко к призыву творить красоту и радость для людей — важно только, чтобы за призывами следовал труд. 2. Умение управлять желаниями — в этой, казалось бы, самой простой, а на самом деле очень сложной человеческой привычке — источник человечности, чуткости, сердечности. 3. Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни*' ребёнка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра — это самое серьёзное дело. 4. Радость труда своеобразна. Её можно сравнить разве что с чувством, которое переживает человек, поднимаясь на вершину высокой горы. 5. Вез преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства — это прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства2 к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть.
1. Дерзкое сердце чутко к призыву (словарное слово) творить красоту и радость для людей – важно только, чтобы за призывами (словарное слово) следовал труд.
2. Умение управлять (неизменяемая приставка у-) желаниями – в этой, казалось бы, самой простой, а на самом деле очень сложной человеческой привычке (словарное слово) – источник человечности, чуткости, сердечности.
3. Присмотримся (приставка при- имеет значение «неполнота действия») внимательно, какое место занимает (неизменяемая приставка за-) игра в жизни ребёнка, особенно в дошкольном (неизменяемая приставка до-) возрасте. Для него игра – это самое серьёзное дело.
4. Радость труда своеобразна. Её можно сравнить разве что с чувством, которое переживает (неизменяемая приставка пере-) человек, поднимаясь (неизменяемая приставка под-) на вершину высокой горы.
5. Без преувеличения (приставка пре- имеет значение «высшая степень чего-либо») можно сказать, что чтение в годы детства – это прежде всего воспитание сердца, прикосновение (приставка при- имеет значение «присоединение») человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее (чередование приставок рас-/рос-, приставка рас- является безударной: раскрывающее; приставка перед глухим согласным) благородные идеи, навсегда откладывает (неизменяемая приставка от-) в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается (неизменяемая приставка с-) совесть.
2. Объясните расстановку знаков препинания.
1. Дерзкое сердце чутко к призыву творить красоту и радость для людей – (тире в сложном бессоюзном предложении со значением следствия) важно только, (запятая отделяет главное предложение от придаточного) чтобы за призывами следовал труд.
2. Умение управлять желаниями – (тире выделяется обособленный уточняющий оборот) в этой, (запятой выделяется вводное слово) казалось бы, (запятой выделяется вводное слово) самой простой, (запятая перед противительным союзом а) а на самом деле очень сложной человеческой привычке – (тире выделяется обособленный уточняющий оборот) источник человечности, (запятая между однородными дополнениями) чуткости, (запятая между однородными дополнениями) сердечности.
3. Присмотримся внимательно, (запятая отделяет главное предложение от придаточного) какое место занимает игра в жизни ребёнка, (запятой выделяется уточняющее обстоятельство) особенно в дошкольном возрасте. Для него игра – (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) это самое серьёзное дело.
4. Радость труда своеобразна. Её можно сравнить разве что с чувством, (запятая отделяет главное предложение от придаточного) которое переживает человек, (запятой выделяется деепричастный оборот) поднимаясь на вершину высокой горы.
5. Без преувеличения можно сказать, (запятая отделяет главное предложение от придаточного) что чтение в годы детства – (подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже) это прежде всего воспитание сердца, (запятая между однородными сказуемыми) прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, (запятой выделяется причастный оборот) раскрывающее благородные идеи, (запятой выделяется причастный оборот) навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, (запятая отделяет главное предложение от придаточного) из которых складывается совесть.
3. Прокомментируйте в сочинении-рассуждении, как вы понимаете мысль, выраженную в последнем предложении.
«Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть». (В. Сухомлинский)
В словах, которые мы слышим и читаем с самого детства, заложена огромная сила. Они способны вдохновлять нас, мотивировать, учить и помогать формировать нашу личность. Особенно важны слова, которые учат нас быть добрыми, честными, справедливыми, т.е. заключают в себе благородные идеи.
Такие слова откладываются в нашем сердце, формируя нашу совесть. Совесть – это наш внутренний голос, который помогает различать добро и зло, поступать правильно, не причинять зла другим людям. Совесть формируется в нас постепенно, из маленьких «крупинок человечности», которые мы получаем из книг, фильмов, во время разговоров с родителями, учителями, друзьям.
Раскрывающие благородные идеи слова приходят к нам из самых разных источников. Это могут быть сказания и легенды о героях, которые спасают других людей; истории и рассказы о дружбе и взаимопомощи; это могут быть пословицы и поговорки, которые учат нас быть честными и справедливыми; иногда это могут быть даже просто самые обычные фразы, в которых содержится знание о том, что нужно уважать других людей.
Всякий раз, как мы слышим подобные слова, мы задумываемся о том, кто такой хороший человек, что значит быть хорошим человеком. Мы осознаём, что доброта, честность и справедливость – это не просто слова, это важные качества, которыми должен обладать каждый человек. Каждый из нас на протяжении каждого дня нашей жизни стремиться к тому, что быть лучшей версией себя и делать мир вокруг нас лучше.
Таким образом, слова, раскрывающие благородные идеи, играют важную роль в формировании нашей личности. Они помогают нам стать лучше, добрее и справедливее, учат нас жить в гармонии с собой и с окружающим нас миром.
Орфографический анализ слова:
Жизни
1. жизни
2. Гласная после шипящих; после шипящих пишется гласная и.
3. Безударные падежные окончания существительных; жизнь – 3 склонение; игра (в чём?) в жизни – предложный падеж.
Морфемный анализ слова:
Благородства
1. Благородства – имя существительное.
2. Выделим основу и окончание: благородства
3. Найдём словообразовательные морфемы: благородства < благородный
4. Найдём корень слова: благородства (благородный).
5. благородства
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением