Упр.377 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
377. 1. Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Произведите лексический анализ текста.
В сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, воззрения-, следы прожитого горя и прожитой радости, — словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь.
(К. Ушинский)
Основная мысль: язык соединяет в одно целое разные поколения.
Произведите лексический анализ текста:
1. Тема текста: язык – духовная жизнь народа.
Основная мысль: язык соединяет в одно целые разные поколения.
2. Ключевые слова: сокровищница русского языка, духовная жизнь народа, прочная связь, жизненность народа, историческое живое целое, поколения.
3. Стиль текста: публицистический.
4. Тип речи: рассуждение.
5. Одна микротема.
6. Метафоры:
- сокровищница родного слова
- след духовной жизни
- живая связь
7. Эпитеты:
- родная
- глубокая
- историческая
- живая
- обильная
- прочная
8. Антитеза:
- отжившие – живущие – будущие
9. В тексте больше существительных и прилагательных, чем глаголов.
10. Среди грамматических средств выделим употребление различных союзов.
2. Подготовьтесь писать текст под диктовку.
В сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости, - словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь.
3. Выделенные слова разберите по составу, произведите их словообразовательный анализ.
Разберём слова по составу:
- сокровищницу
- складывает
- поколение
- исторических
- воззрения
- соединяющая
- живущие
- жизненность
Проведём их словообразовательный анализ:
Сокровищницу
1. Сокровищница – имя существительное.
2. Укажем основу и окончание: сокровищницу
3. Составим гнездо однокоренных слов: сокровище.
4. В образовании слова сокровищница участвует часть слова сокровище – сокровищ-.
5. Сокровище > сокровищница (суффиксальный способ словообразования).
6. Словообразовательный ряд: сокровище > сокровищница
Складывает
1. Складывать – глагол.
2. Укажем основу и окончание: складывает
3. Составим гнездо однокоренных слов: класть.
4. В образовании слова складывать участвует часть слова класть – кла-.
5. Класть > складывать (приставочно-суффиксальный способ словообразования).
6. Словообразовательный ряд: класть > складывать
Поколение
1. Поколение – имя существительное.
2. Укажем основу и окончание: поколение
3. Составим гнездо однокоренных слов: колено.
4. В образовании слова поколение участвует часть слова колено – колен-.
5. колено > поколение (приставочно-суффиксальный способ словообразования).
6. Словообразовательный ряд: колено > поколение
Исторических
1. Исторический – имя прилагательное.
2. Укажем основу и окончание: исторических
3. Составим гнездо однокоренных слов: история, историчный, историк, предыстория.
Образовано от слова история.
4. В образовании слова исторический участвует часть слова история – истор-.
5. История > исторический (суффиксальный способ слово-образования).
6. Словообразовательный ряд: история > исторический
Воззрения
1. Воззрение – имя существительное.
2. Укажем основу и окончание: воззрения
3. Составим гнездо однокоренных слов: зреть, воззреть, обозреть, зрение, зрелище.
Образовано от слова воззреть.
4. В образовании слова воззрение участвует часть слова воззреть – воззре-.
5. воззреть > воззрение (суффиксальный способ словообразования).
6. Словообразовательный ряд: зреть > воззреть > воззрение
Соединяющая
1. Соединяющий – причастие.
2. Укажем основу и окончание: соединяющая
3. Составим гнездо однокоренных слов: единый, соединять, единство, воедино.
Образовано от слова соединять.
4. В образовании слова соединяющий участвует часть слова соединять – соединя-.
5. Соединять > соединяющий (суффиксальный способ словообразования).
6. Словообразовательный ряд: единый > соединить > соединять
Живущие
1. Живущий – имя прилагательное.
2. Укажем основу и окончание: живущие
3. Составим гнездо однокоренных слов: жить, живой, житель, вжиться, изжить, пережиток.
Образовано от слова жить.
4. В образовании слова живущий участвует часть слова жить – жи-.
5. Жить > живущий (суффиксальный способ словообразования).
6. Словообразовательный ряд: жить > живущий
Жизненность
1. Жизненность – имя существительное.
2. Укажем основу и окончание: жизненность?
3. Составим гнездо однокоренных слов: жить, дожить, пережить, жилец, жилище.
Образовано от слова жизненный
4. В образовании слова жизненность участвует часть слова жизненный – жизненн-.
5. Жизненный > жизненность (суффиксальный способ словообразования).
6. Словообразовательный ряд: жить > жизнь > жизненный > жизненность
4. Найдите в тексте формы слова жизнь и слова с этим же корнем.
Жизнь:
- прожитого (однокоренное слово)
- прожитой (однокоренное слово)
- жизни (форма слова)
- живая (однокоренное слово)
- живущие (однокоренное слово)
- отжившие (однокоренное слово)
- жизненность (однокоренное слово)
5. Напишите сочинение на основе этого текста. Включите в свой текст цитирование, используя разные способы.
В сокровищнице родного языка народ бережно сохраняет свою историю, культуру и традиции. Каждое поколение вносить свой вклад в этот бесценный запас знаний и опыт, передаёт его следующим поколениям. Недаром К.Д. Ушинский писал: «В сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий».
По словам Ушинского, язык является самой живой, обильной и прочной связью между поколениями. Он объединяет людей разных эпох в одно историческое целое, позволяя им сохранить свою идентичность и передавать свои ценности и убеждения.
Язык – не просто средство общения, это отражение души народа, он «есть именно самая эта жизнь». При помощи язык люди могут общаться между собой, делиться своими знаниями и опытом, выражать свои мысли, чувства и идеи.
Важно беречь и сохранять свой родной язык, чтобы не потерять связь со своими корнями и не утратить со=вою национальную идентичность. Ведь язык – это не просто средство коммуникации, но и часть нашей культуры, истории и национального самосознания. Возможно даже, что самая важная их часть.
Морфемный анализ слова:
Воззрения
1. Воззрения – имя существительное.
2. Выделим основу и окончание: воззрения
3. Найдём словообразовательные морфемы: воззрения < воззреть < зреть
4. Найдём корень слова: воззрения (зреть, прозреть).
5. воззрения
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением