Параграф 38 ГДЗ Беляев 11 класс (Биология)

Изображение § 38. Биологический мониторинг.Напишите химические формулы перечисленных газов — загрязнителей воздуха.Диоксид серы (SO2), хлор (Cl2), этилен (C2H4), фтористый...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Презентация
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Беляев, Дымшица 11 класс, Просвещение:
§ 38. Биологический мониторинг.
Напишите химические формулы перечисленных газов — загрязнителей воздуха.
Диоксид серы (SO2), хлор (Cl2), этилен (C2H4), фтористый водород (HF) и озон (O3).
Оборудование: Определитель или атлас водных беспозвоночных животных (книга либо интернет-источник).
1. Ознакомьтесь с ходом работы и сформулируйте её цель.
Цель работы: Оценить качество воды в выбранном водоеме на основе биоиндикации с использованием водных беспозвоночных.
2. В водоеме, выбранном для исследования, отметьте наличие живых организмов, представленных в таблице (этот метод не требует определения живых организмов с точностью до вида).
3. Число обнаруженных групп организмов из первой колонки таблицы умножьте на 3, число найденных групп живых организмов из второй колонки — на 2, а число групп организмов из третьей колонки — на 1. Сложите все получившиеся цифры — получится число, характеризующее степень загрязненности водоема.
Обнаруженные организмы:
• Из 1-й колонки: личинки ручейников (1 группа)
• Из 2-й колонки: бокоплав, личинки стрекоз (2 группы)
• Из 3-й колонки: пиявки (1 группа)
Расчёт:
• Чистые воды: 1 * 3 = 3 балла
• Средняя загрязненность: 2 * 2 = 4 балла
• Загрязненные воды: 1 * 1 = 1 балл
• Итого: 3 + 4 + 1 = 8 баллов
4. Определите загрязненность выбранного водоема. Если полученное число больше 22, водоём можно отнести к 1-му классу качества (очень чистый водоём). Если это число находится в интервале от 17 до 22, водоём относят ко 2-му классу качества (чистый водоем), в интервале от 11 до 16 баллов — к 3-му классу качества (умеренно загрязненный водоем). Если полученное число меньше 11, водоём оценивают как грязный (4-7-й классы качества).
Вывод: Водоем получил 8 баллов, что соответствует 4-7-му классам качества (грязный водоём).
1. Используя материалы учебника, разработайте схему биологического мониторинга на местном, региональном и глобальном уровнях: какие параметры, где, какими способами и как часто нужно отслеживать?
Биологический мониторинг может осуществляться на разных уровнях. Одним из них является глобальный, охватывающий всю Землю и все типы экосистем. В рамках Программы ООН по окружающей среде существует Глобальная система мониторинга окружающей среды, объединяющая различные данные, характеризующие состояние биосферы. Есть национальные и региональные системы биологического мониторинга, собирающие данные для какого-то конкретного участка земной поверхности. Современные методы анализа информации позволяют оценить состояние экосистем и характер изменения загрязненности в различных районах. Мониторинг осуществляют с помощью различных методик. Сейчас очень широкое применение находит дистанционное зондирование Земли с использованием спутниковых съемок.
2. Какие растения и каких животных, обитающих в вашей местности, можно использовать для биоиндикации?
Например, наличие в воде бактерии кишечной палочки свидетельствует о загрязнении водоема, исчезновение лишайников — о загрязнении воздуха. Некрозы у люцерны и большого подорожника — о присутствии диоксида серы. Деформация хлоропластов у фасоли и салата указывает на присутствие хлора, отмирание цветочных почек у петунии и скручивание листьев у салата — этилена. На лугах появление нырея обыкновенного служит показателем разрушения дернины. Появление на распаханных участках хвощей свидетельствует о повышенной увлажнённости и кислотности почв.
3. Площадь ООПТ федерального уровня в Российской Федерации составляет чуть больше 3 % от общей площади страны, причем её основная часть (примерно 3/4) располагается в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах. Достаточна ли эта территория для решения задач сохранения экосистем? Является ли такое распределение заповедников в пределах страны оптимальным? Обоснуйте свою точку зрения.
Согласно принципам биологического мониторинга и сохранения биоразнообразия, изложенным в параграфе, 3% площади страны недостаточно для полноценного сохранения всех экосистем. Оптимальной считается площадь 10-15% территории. Однако важно учитывать, что Дальневосточный и Сибирский округа содержат уникальные малонарушенные экосистемы, поэтому их высокая доля в системе ООПТ оправдана. В то же время, европейская часть России с более высокой антропогенной нагрузкой требует расширения сети охраняемых территорий, так как современное распределение не полностью учитывает региональные экологические особенности.
4. Представьте себе большой по площади участок вырубленного леса. Опишите последовательность действий человека по восстановлению естественной экосистемы.
На основе принципов биоиндикации и мониторинга восстановление должно включать:
• оценку состояния почвы и остаточной растительности с помощью биоиндикаторов (например, появление хвощей укажет на кислотность)
• посадку аутохтонных (местных) видов растений, которые являются индикаторами здоровой экосистемы (например, лишайники для чистого воздуха)
• регулярный мониторинг с использованием методов биоиндикации (отслеживание появления видов-индикаторов здорового леса)
• защиту территории от антропогенного воздействия до полного восстановления сукцессионных процессов. Особое внимание следует уделить сохранению почвенного покрова как основы для восстановления экосистемы
5. Просмотрите в оглавлении содержание данной главы и кратко сформулируйте вывод по изученному материалу.
Глава 7 последовательно раскрывает систему охраны живой природы - от охраны отдельных видов и популяций через охрану целых экосистем до методов биологического мониторинга, что демонстрирует комплексный подход к природоохранной деятельности.
6. Прочитайте заключение к данной главе. Выделите главную мысль и выразите её в одном предложении.
Охрана природы как прикладная область экологии требует комплексного подхода, сочетающего сохранение биологического разнообразия на всех уровнях организации с использованием живых организмов для мониторинга состояния экосистем, что обеспечивает эффективное и экономически выгодное решение природоохранных задач.
7. Оформите сведения о биоиндикации, приведенные в параграфе, в виде таблицы или схемы.
1. В Красную книгу Российской Федерации из числа крупных кошачьих не включён
1) амурский тигр
2) леопард
3) гепард
4) снежный барс (ирбис)
Ответ: 3
2. Любая хозяйственная деятельность запрещена
1) в памятнике природы
2) в национальном парке
3) в заказнике
4) в заповеднике
Ответ: 4
3. Установите соответствие между видами и его современным статусом.
СТАТУС
1) вымерший вид
2) строго охраняемый вид
ВИД
А. русская выхухоль
Б. амурский тигр
В. снежный барс
Г. стерх
Д. стеллерова корова
Е. шерстистый носорог
Ж. орикс
З. странствующий голубь
Ответ: А – 2
Б – 2
В – 2
Г – 2
Д – 1
Е – 1
Ж – 2
З – 1
4. Для биоиндикации наиболее удобны
1) виды с узкой зоной толерантности
2) виды с широкой зоной толерантности
Ответ: 1
5. Укажите виды деятельности человека, разрешённые в заповедниках.
1) научные исследования
2) сохранение редких видов
3) традиционное землепользование
4) экологический мониторинг
5) кочевое скотоводство
6) охота
7) сохранение природных экосистем
Ответ: 1, 2, 4, 7
Работая в группах, подготовьте сообщения о растениях, являющихся биоиндикаторами разных нарушений (нарушения школьной среды, транспортного и промышленного загрязнений и др.). Проведите в классе конференцию на эту тему.
(Ссылка на презентацию ниже.)
I. Природные сукцессии и их антропогенные нарушения
Предметы: биология, география, история, литература.
1) По доступным историческим источникам и литературным произведениям, картам растительности выясните, какие естественные экосистемы были свойственны вашей местности до освоения её человеком.
2) Определите, как и когда человек преобразовывал местные экосистемы.
3) Опишите, какие экосистемы сейчас присутствуют в вашем районе.
4) Установите характер сукцессий в природных и нарушенных экосистемах и определите, как человек их нарушает.
Итог: презентация о природных и нарушенных экосистемах вашей местности, сукцессионных процессах и их нарушениях.
(Ссылка на презентацию ниже.)
II. Разработка проекта памятника природы
Предметы: биология, география, история, литература.
1) Выясните, что должен представлять собой памятник природы как особо охраняемая природная территория с точки зрения законодательства и какие подходы применяют для выделения памятников природы.
2) По доступным историческим источникам и литературным произведениям, картам растительности выясните, какие естественные экосистемы были свойственны вашей местности до освоения её человеком.
3) Выявите, какие участки с природными экосистемами сейчас присутствуют в вашем районе.
4) Определите, какие из них интересны для выделения как памятники природы, и выберите один из них, с которыми будете работать на следующей стадии проекта.
5) По доступным источникам и своим наблюдениям оцените разнообразие основных групп растений и животных. Определите, есть ли среди них охраняемые виды.
6) Наметьте границы будущего памятника природы и создайте его крупномасштабный план.
Итог: проект создания памятника природы и его представление в соответствующий орган управления региона.
(Ссылка на презентацию ниже.)
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением