Упр.33 ГДЗ Александрова Загоровская 6 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 33.	1) Прочитайте фрагмент научно-популярного очерка В. В. Колесова. Постарайтесь понять, почему текст имеет такое название.Если иностранное слово исчезает, оно...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Богданов 6 класс, Просвещение, Учебная Литература:
33.
1) Прочитайте фрагмент научно-популярного очерка В. В. Колесова. Постарайтесь понять, почему текст имеет такое название.
Если иностранное слово исчезает, оно оставляет свой смысл?
Текст имеет такое название, потому что автор рассуждает в нём о том, как под влиянием иностранных слов изменяли своё значение давно известные русские слова, т.е. оставляло ли иностранное слово, даже если оно ушло, свой смысл.
Примеров, когда под влиянием иностранных слов изменялся смысл русского слова, много. Так всегда случается при взаимодействии разных культур.
Были в русском языке слова и определения вроде тонкий, живой, рассеянный, но были они при этом конкретны: человек — тонкий (а не толстый), живой (а не мёртвый); рассеянный — о зерне в поле. С XVIII века эти коренные русские слова приобрели совершенно новые, отвлечённые по смыслу значения: тонкий вкус (или ум) — под влиянием французского fin; живой ум (или живое воображение) — под воздействием французского vif; рассеянный ум (или человек) — под напором французского distrait и т. д. Всегда на Руси мир — это всё, что окрест тебя, но с середины позапрошлого века под влиянием переносных значений немецкого слова Welt («мир, свет») вдруг взрывается и старое русское слово: оно начинает обозначать и внутренний мир человека, и духовный мир, и мир переживаний, и мир поэзии...
Что произошло? Давно известные слова получили безграничные возможности для новых обозначений оттенков смысла, чередой возникали новые сочетания слов, обычно неизбежно нужных. Тонкий запах, аромат, слух, намёк, юмор; тонкое наблюдение, замечание, дело...
Это и есть творчество, которому помогает столкновение с новым, необычным, но для жизни существенно важным. Старинное слово, соединяясь в значениях с иностранным или от них отталкиваясь, раскрепостило глубинный свой образ, сорвалось с привычной орбиты штампов, и корень его в неожиданно новых сочетаниях всё более наполняется, обогащается множеством вторичных оттенков.
2) Как могут появляться в русском языке переносные значения слов? Что об этом говорится в тексте? Какие языковые факты приводятся?
Переносные значения слов могут появляться под влиянием иностранных слов. Так, например, Были в русском языке слова и определения вроде тонкий, живой, рассеянный, но были они при этом конкретны: человек — тонкий (а не толстый), живой (а не мёртвый); рассеянный — о зерне в поле. С XVIII века эти коренные русские слова приобрели совершенно новые, отвлечённые по смыслу значения: тонкий вкус (или ум) — под влиянием французского fin; живой ум (или живое воображение) — под воздействием французского vif; рассеянный ум (или человек) — под напором французского distrait и т. д. Всегда на Руси мир — это всё, что окрест тебя, но с середины позапрошлого века под влиянием переносных значений немецкого слова Welt («мир, свет») вдруг взрывается и старое русское слово: оно начинает обозначать и внутренний мир человека, и духовный мир, и мир переживаний, и мир поэзии...
3) Как вы понимаете смысл последнего абзаца? Какие языковые выразительные средства здесь использованы? Помогают ли они понять авторскую оценку описанных фактов?
В третьем абзаце автор очень образно, с помощью эпитетов и метафор, описал, как под влиянием иностранных слов изменяются значения русских слов. Он называет этот процесс «творчеством», в результате которого «старинное слово … раскрепостило глубинный свой образ, сорвалось с привычной орбиты штампов, и корень его в неожиданно новых сочетаниях всё более наполняется, обогащается множеством вторичных оттенков».
4) Ответьте на вопрос, поставленный в названии текста.
Иностранное слово оставляет свой смысл, даже если оно исчезает.
5) О каком виде влияния на словарь русского языка говорится в прочитанном фрагменте?
В прочитанном фрагменте говорится об изменении значения слов.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением