Ответы на вопросы §32 ГДЗ Сахаров Загладин 10 класс (История)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Сахаров, Загладин 10 класс, Русское слово:
§ 32. Правление Ивана IV Грозного.
1. Что вам уже известно о личности Ивана Грозного из курса истории России?
Иван Грозный был жестоким правителем. В начале правления был проведен ряд грамотных реформ, укрепляющих самодержавие. Правление Грозного завершилось опричниной. которая имела разрушительные последствия.
2. Как вы оцениваете итоги его правления?
Итоги правления Ивана нельзя оценить однозначно. С одной стороны, были проведены грамотные реформы, расширялись границы и организовывались экспедиции. С другой стороны - опричный террор привел к хозяйственному разорению, развитию процесса закрепощения крестьян, усилению личной власти царя.
Как характеризует А. М. Курбский царя Ивана? В чём обвиняет его? Согласны ли вы с такой оценкой?
Курбский характеризует Ивана как жестокого несправедливого человека, который поступает не по Божьей воле. Он обвиняет царя в казни неповинных воевод, муки. Я согласна с такой оценкой, так как царь зачастую казнил невиновных людей.
1. В чём был смысл венчания Ивана IV на царство? Как события 1547 г. в Москве повлияли на жизнь Ивана IV и его дальнейшую политику?
Венчание на царство значило, что Иван возвышался над русским князьями, становился в один ряд с ханами Казани и Астрахани. Данный титул заявлял о внешнеполитических притязаниях, провозглашал преемственность власти от византийских императоров. Восстание 1547 г. показало, что в обществе существует острое недовольство положением дел в стране.
2. Какие мероприятия осуществила Избранная рада? В чём их значение?
Избранная рада проводила ряд реформ. Был создан Земский собор, принят Судебник и стоглав. Также были проведены реформы местного и центрального управления, военная и налоговые реформы, отмена кормлений и ограничение местничества.
3. Охарактеризуйте политику Ивана IV в отношении Церкви.
Государь настаивал на наведении порядка в церковных делах, просил высказать своё отношение к готовящемуся закону о конфискации земельных владений Церкви. Таким образом, царь проводил политику подчинения церкви интересам государства, хотя сам был набожным и уважал церковь.
4. Назовите основные направления и задачи внешней политики России в эпоху Ивана IV. Чем объяснить, что её завоевательный, наступательный характер осуществлялся на восточном направлении?
Основным направлениями внешней политики были запад и восток. Задачами внешней политики были обеспечение внешней безопасности границ, также возвращение исконно русских земель на северо-западе, получение выхода к Балтийскому морю. Завоевательный характер на восточном направлении можно объяснить стремлением обезопасить восточные границы государства.
5. Как образ Ермака и события, с ним связанные, отражены в отечественной культуре и литературе?
Образ Ермака представляется храбрым, смелым и достойным. Его считают первопроходцем, который сыграл большую роль в дальнейшем освоении данных территорий и развитию страны.
6. Какие пережитки удельной Руси сохранялись во второй половине XVI в. и как они препятствовали установлению неограниченного правления Ивана IV?
Во второй половине XVI века сохранялись удельные князья, которые княжили в разных землях. Крупные князья и бояре, хотя и стали государевыми слугами, имели собственные военные отряды. Остатки прежних вольностей сохранялись в Новгороде и Пскове.
7. Какие последствия для страны имела опричнина? Были ли ей альтернативы в XVI в.? Почему она оказалась возможной?
Опричнина и изнурительные войны привели страну к хозяйственной разрухе, сокращению населения, росту народного недовольства. Альтернативным решением могли стать реформы. Она оказалось возможной из-за предшествующих реформ, укрепивших роль и власть царя.
8. Каковы были причины разорения страны во второй половине XVI в.?
Основной причиной разорения страны была опричнина. Также на разорение повлияла Ливонская война.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением