Упр.288 ГДЗ Рыбченкова Александрова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 288 Прочитайте текст. Расскажите, опираясь на его содержание, о процессах, которые происходят в современном русском языке. Как вы относитесь к этим процессам?...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Нарушевич 10 класс, Просвещение:
288 Прочитайте текст. Расскажите, опираясь на его содержание, о процессах, которые происходят в современном русском языке. Как вы относитесь к этим процессам? Сформулируйте основную мысль текста. Прокомментируйте позицию автора.
Если послушать речь современного школьника, то больше всего поражаешься не тому, как много в ней жаргонных слов, а, наоборот, тому, как их мало и как они часто повторяются. «Круто», «отстой», «чел», «клёво», «уау»... Десятка два-три слов, не больше. Как специалист по жаргону могу компетентно утверждать парадоксальную вещь: в 1980-е годы жаргонизмов в речи школьников было (если не учитывать узкоспецифические компьютерные и т. п.) больше, чем сейчас, причём значительно. И интерес к жаргону как чему-то потаённому, запретному был больше. Сейчас статус жаргонизмов примерно такой же, как и у цитат и рекламных слоганов. Это привычный, даже скучный антураж жизни. Страшно не мифическое «засилье жаргонизмов», а то, что они стали чем-то очень напоминающим канцелярит. «Крутой чувак» — это то же, что «проделать определённую работу». Так же скучно и неинтересно. Сниженная лексика словно бы въелась в сознание, и её статус как сниженной смещается «вверх». Расшатывается иерархия стилей. Человек перестаёт чувствовать, где высокое, где нейтральное, а где низкое. Подобное явление периодически происходит в языке. Крупный русский лингвист Б. А. Ларин называл его «варваризацией». Такие «варваризации» (большей или меньшей силы) повторяются каждые 70—80 лет. Нечто подобное имело место в России после революции 1917 года.
Нынешнее состояние нельзя принимать как деградацию языка. Скорее, можно говорить об утрате «чувства стиля», что всё же поправимо. Не могу не процитировать Андрея Платонова, чётко сформулировавшего центральную идею культуры речи и мышления: «Мощь человеческого сознания есть способность ясного, полного и одновременного представления о многих совершенно разнородных вещах». А также, добавим от себя, способность выразить эти представления самыми разными способами.
(По В. С. Елистратову)
Основная мысль текста: жаргонизмы становятся обыденностью для речи молодёжи. Такие слова перестают быть исключительными и неприемлемыми, напротив, они усредняются и укореняются в речи.
Автор убеждён в том, что отрицательно сказываются на речи молодёжи не сами жаргонизмы, а отношение к ним: жаргон становится частью молодёжной речи, граница между стилями речи стирается.
Думаю, что этот процесс практически неизбежен, о чём вкратце говорит сам автор. Язык непрерывно меняется, обогащается новой лексикой.
1. Выпишите из текста предложение, которое поясняет термин “варваризация».
Варваризация – исчезновение различий между высоким, нейтральным и низким стилями речи.
2. Выпишите из первого абзаца текста заимствованное слово французского происхождения, имеющее лексическое значение «среда, обстановка или окружение (обычно как объект изображения, декорация и т. п.)». Письменно объясните, в каком значении это слово использовано в тексте.
Антураж – в тексте это слово обозначает языковую среду, которая изменяется под влиянием жаргонизмов.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением