Параграф 28 ГДЗ Сивоглазов Плешаков 5 класс (Биология)

Изображение 28. Как человек изменил ЗемлюВопросы и задания1. Как влияли на природу Земли древние люди?Древние люди, охотившиеся на крупных животных, погубили многих из них....
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Сивоглазов, Плешаков 5 класс, Просвещение:
28. Как человек изменил Землю
Вопросы и задания
1. Как влияли на природу Земли древние люди?
Древние люди, охотившиеся на крупных животных, погубили многих из них. Считается, что в вымирании мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей определённую роль сыграл и человек. Люди преследовали их, поражали камнями, палками, копьями, стрелами.
2. Какие изменения на Земле вызвало развитие сельского хозяйства?
Чтобы создать поля, огороды и сады, люди, не задумываясь о последствиях, вырубали леса, распахивали степи, осушали болота. Увеличивая стада домашних животных, люди не замечали, как от вытаптывания и выедания скудеют пастбища и кое-где угрожающе разрастаются пустыни.
3. Какие экологические последствия имело открытие и освоение людьми новых земель?
Открытие и освоение людьми новых земель привело к изменению облика многих районов Земли, особенно островов. На них почти исчезли леса, перестали существовать уникальные виды растений и животных. Для людей богатства Земли казались безграничными, они и не думали бережно к ним относиться.
4. К каким отрицательным последствиям привело создание и использование новых, неизвестных в природе веществ?
Люди начали широко применять ядохимикаты для борьбы с сорняками и вредителями, но затем обнаружили, что эти вещества губят всё живое, да к тому же чрезвычайно опасны и для самого человека.
Другие вещества, которых никогда не было в природе, и изделия из них (стиральные порошки, краски, лекарства, пластиковые пакеты, бутылки и др.), попадая в окружающую среду, загрязняют её. Оказываясь в почве, они не разрушаются микроорганизмами.
5. Чем опасны радиоактивные отходы?
Радиоактивные отходы испускают особые, очень вредные для всего живого лучи. Их нельзя увидеть и почувствовать, но они вызывают у людей самые страшные, смертельные болезни. У человека, подвергшегося облучению, дети тоже могут родиться больными. Причём многие радиоактивные вещества «живут» в окружающей среде очень долго: одни – несколько лет, другие – тысячи лет! Радиоактивные отходы образуются при производстве атомного, или ядерного, оружия, а также при работе атомных электростанций.
6. Перечислите важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству.
Чтобы не исчезнуть с лица Земли люди должны:
- сохранить многообразие живого на планете;
- бороться с уничтожением лесов;
- остановить наступление пустынь;
- защитить планету от всех загрязнений.
7. Рассмотрите рисунок на с. 139 учебника (внизу), на котором художник изобразил озоновые дыры. Определите, над какими участками земного шара они образовались.
Впервые (более 20 лет назад) было обнаружено истончение озонового слоя над Антарктидой, и это место назвали озоновой дырой. Позднее это явление регулярно наблюдалось над Арктикой и некоторыми участками суши.
8. Предложите и обсудите в классе способы решения важнейших экологических проблем, о которых рассказано в учебнике.
Для решения важнейших экологических проблем необходимо повторно утилизировать отходы, сокращать выбросы предприятий в атмосферу, использовать экологичные виды топлива, озеленять территории, не загрязнять леса и водоёмы.
9. Оцените возможности своего собственного участия в решении экологических проблем. Какие ваши действия могли бы помочь сохранению живого на планете, защите окружающей среды от загрязнений, решению других проблем?
Для сохранения живого на планете, защиты окружающей среды от загрязнений и решения других проблем мы можем: выбрасывать мусор только в отведённые для этого места, при этом разделяя его (пластик, стекло, бумагу и др. в разные контейнеры, батарейки не выбрасывать, а сдавать в пункты приёма); не уничтожать мелких животных и насекомых; участвовать в озеленении территорий; соблюдать правила поведения вблизи водоёмов и в лесу; заботиться о птицах зимой.
10. Познакомьтесь с материалами учебника о кислотных дождях, истощении озонового слоя, парниковом эффекте. Какие меры борьбы с этими опасными явлениями вы можете предложить?
Предотвращение кислотных дождей: экологически безопасный автотранспорт, новые технологии производства и технологии очистки выбросов в атмосферу.
Борьба с озоновыми дырами: запретить производство агрессивных веществ (фреонов) и др. озоноразрушающих веществ.
Борьба с глобальным потеплением: сокращение выбросов в атмосферу, применение энергосберегающих технологий.
11. Ежегодно в сельском и лесном хозяйстве России используется до 100 тыс. тонн ядохимикатов. Установлено, что около половины этого количества смывается в водоёмы. Сколько тонн ядохимикатов попадает ежегодно в водоёмы нашей страны? Как вы думаете, какое воздействие это оказывает на природные сообщества водоёмов? Сказывается ли это на здоровье людей?
Ежегодно в водоёмы нашей страны попадает 50 тыс. тонн ядохимикатов. Это сказывается на обитателях водоёмов, они погибают. Из этих водоёмов вода и рыба могут попасть к человеку, что сказывается на здоровье людей. Иногда человек может отравиться и умереть.
12. Подготовьтесь к дискуссии на тему «Мусоросжигающие заводы: за и против».
Мусоросжигательным называется предприятие, способствующее уменьшению объемов отработанных материалов путем их сжигания в специальных установках. Процесс уничтожения мусора таким способом сопровождается выбросом большого количества тепла, что способствует получению тепловой и электроэнергии. В печах, специальных установках уничтожаются отработанные материалы с определенными свойствами – твердые вещества, изделия.
У мусоросжигающих заводов немало преимуществ:
- быстрое сокращение количества отходов: при сжигании отмечается практически моментальное уменьшение объемов мусора, собранного для последующей переработки, но важно учитывать характеристики материалов, которые входят в состав, что позволяет регулировать температуру;
- производство тепла и электроэнергии: вследствие сжигания выделяется тепло, его используют, чтобы получить второстепенный источник тепловой и электроэнергии;
- уменьшает загрязнение окружающей среды за счет сокращения свалок и объемов полигонов: несанкционированное накопление мусора причиняет много вреда, т.к. в данном случае выбрасывается смешанный утиль, который содержит и опасные изделия, вещества;
- увеличивает пожаробезопасность, сокращая количество мусора на свалках: когда отработанные материалы сжигают, на специальные объекты для хранения отходов попадает меньше мусора, вместе с тем устраняется риск развития негативных последствий (увеличение численности ворон, бродячих собак – все они растаскивают мусорные накопления), еще одно преимущество – отсутствие необходимости появления новых свалок, полигонов;
- предотвращает образование метана или свалочного газа: по мере накопления материалы начинают разлагаться, многие выделяют летучие компоненты, причем не все из них безопасные, а потому уменьшение объемов мусора отчасти помогает снизить количество вредных выбросов в атмосферу.
Однако мусоросжигающие заводы имеют ряд недостатков:
- дым при горении, помимо углекислого газа, может содержать диоксины, канцерогены, тяжёлые металлы;
- зола иногда является радиоактивной, может иметь в своём составе тяжёлые металлы, некоторые яды;
- увеличение углекислого газа, который способствует процессу глобального потепления;
- сокращение сырья, пригодного для вторичной переработки.
Основные этапы работы мусоросжигающих заводов для предотвращения негативных последствий:
- доставка мусора: частными предпринимателями, юридическими лицами;
- взвешивание, учет и выгрузка – эти действия необходимы для контроля металла на участке;
- сортировка: утиль сжигают при разных условиях;
- измельчение отходов позволяет быстрее уничтожить мусор;
- сжигание в специальных печах;
- фильтрация образовавшихся газов.
Сжигание вредных отходов не может считаться безопасным методом переработки мусора. Однако важно учитывать и экономическую сторону вопроса. Сжигание даёт топливо, энергию.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением