Параграф 23 ГДЗ Сивоглазов Плешаков 5 класс (Биология)

Изображение 23. Среды обитания. Экологические факторыВопросы и задания1. Перечислите среды обитания, с которыми вы познакомились на уроке.Мы познакомились на уроке с...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Сивоглазов, Плешаков 5 класс, Просвещение:
23. Среды обитания. Экологические факторы
Вопросы и задания
1. Перечислите среды обитания, с которыми вы познакомились на уроке.
Мы познакомились на уроке с наземно-воздушной, водной, почвенной и организменной средами обитания.
2. Каковы условия жизни организмов в наземно-воздушной среде? Как вы думаете, почему для обитателей этой среды характерно наибольшее разнообразие форм тела?
В наземно-воздушной среде достаточно кислорода, но часто не хватает влаги. Особенно мало её в степях и пустынях. Бывают значительные изменения температуры, особенно в районах с холодной зимой. В наземно-воздушной среде можно передвигаться по земле и по воздуху.
Для обитателей данной среды характерно наибольшее разнообразие форм тела, поскольку именно в наземно-воздушной среде представлена наибольшая изменчивость факторов, влияющих на организмы (температура, влажность, осадки, свет), и животным, соответственно, необходимо для выживания развивать совершенно разные приспособления, в том числе и иметь разную форму тела.
3. Подумайте, почему не выделяют отдельно воздушную среду обитания.
Отдельно не выделяют воздушную среду обитания, потому что организм не может существовать только в воздушной среде. Воздушная среда – лишь временное место для их пребывания, которое используется для перелетов в другие места. Жизнь организмов, которые проводят много времени в воздухе, так или иначе, связана либо с сушей, либо с водной поверхностью. Например, птицы для отдыха, размножения, гнездования или поиска пищи все равно опускаются на землю.
4. Дайте характеристику условий жизни в водной среде. Проанализируйте внешний облик разных животных, обитающих в водной среде. Что у них общего?
Температура в водной среде меняется меньше, чем температура воздуха. А вот кислорода зачастую не хватает. В водной среде меньше света, чем в наземно-воздушной. В океанах и морях на глубине ниже 200 м – царство сумерек, а ещё ниже – вечная тьма.
У всех животных, жизнь которых связана с водной средой, есть приспособления для плавания. У рыб, дельфинов и китов – плавники. У моржей и тюленей – ласты. У бобров, выдр, водоплавающих птиц, лягушек – перепонки между пальцами. У жуков-плавунцов – плавательные ножки, похожие на вёсла.
Для дыхания у обитателей водной среды различные приспособления. Рыбы и раки дышат жабрами. Это специальные органы, которые извлекают из воды растворённый в ней кислород. Лягушка, находясь под водой, дышит кожей. А вот освоившие водную среду звери дышат лёгкими, поднимаясь к поверхности воды для вдоха. Подобным образом ведут себя и водные жуки. Только у них, как и у других насекомых, не лёгкие, а особые дыхательные трубочки – трахеи.
5. Почему в океане на больших глубинах обитают только животные?
В океане на больших глубинах обитают только животные, потому что растениям необходим свет, а здесь его мало или совсем нет.
6. Каковы особенности почвы как среды обитания? Используя рисунок на с. 108 учебника, выявите черты приспособления животных к обитанию в почве.
Почва содержит воздух, воду, минеральные соли. Кислорода здесь меньше, чем на свежем воздухе, больше углекислого газа. Воды порой бывает чересчур много. Температура более ровная, чем на поверхности. Свет в глубину почвы не проникает.
Населяющие почвенную среду животные обычно имеют очень маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения, но имеют хорошее обоняние и осязание.
Передние ноги у крота и цокора плоские, как лопаты, с очень большими когтями, чтобы удобно было рыть почву. А у слепыша ноги обычные, он вгрызается в почву мощными передними зубами (чтобы земля не попадала в рот, губы закрывают его позади зубов). Тело у всех этих зверьков овальное, компактное. С таким телом удобно передвигаться по подземным ходам.
7. Укажите особенности такой среды обитания, как организм.
Организм, как среда обитания, характеризуется постоянством условий жизни, обилием пищи и защищённостью.
8. Обитателем какой среды является человек?
Человек является обитателем наземно-воздушной среды.
9. Объясните, что изображено на рисунке. В каких средах, по вашему мнению, обитают животные, части тела которых изображены на рисунке? Можете ли вы назвать этих животных?
На рисунке изображены приспособления животных для передвижения.
Среды обитания изображённых животных:
1) Кит – водная среда.
2) Жук – наземно-воздушная.
3) Страус – наземно-воздушная.
4) Летучая мышь – наземно-воздушная.
5) Леопард – наземно-воздушная.
6) Птица – наземно-воздушная.
7) Рыба – водная.
8) Крот – почвенная.
9) Кенгуру – наземно-воздушная.
10) Птица – наземно-воздушная.
11) Стрекоза – наземно-воздушная.
12) Тюлень – водная.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением