Упр.264 ГДЗ Рыбченкова Александрова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 264  Прочитайте реферат монографии «Динамика сюжетов в русской литературе XIX в.». Назовите характерные особенности вторичного текста и речевые клише, которые...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Нарушевич 10 класс, Просвещение:
264 Прочитайте реферат монографии «Динамика сюжетов в русской литературе XIX в.». Назовите характерные особенности вторичного текста и речевые клише, которые использованы.
Монография «Динамика сюжетов в русской литературе XIX в.» (авторы: И. И. Мурзак, А. Л. Ястребов) размещена на справочно-информационном портале «Грамота.ру».
Исследование посвящено описанию механизмов формирования художественного явления, представлению их в логической схеме. Эти задачи и определяют структуру книги: творческие портреты писателей сопровождаются системой вопросов, которые помогают соотнести авторские идейно-эстетические решения с классическими образцами и социокультурным контекстом. Книга включает введение и главы, посвящённые анализу творчества одного из писателей XIX в.
Раздел «Введение» провозглашает основную идею, положенную в основу книги: это идея целостности художественного процесса и его восприятия, что предполагает системный подход в рассмотрении литературы не только в русле упорядоченности сюжетов, тем, мотивов, эстетических решений, но и как единства внутренне организованных и взаимодействующих художественных явлений.
Наряду с главами, само название которых даёт чёткое указание на автора и произведение, например: «Поэтика романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», «Новаторство драматического конфликта комедии II. В. Гоголя «Ревизор», есть главы, посвящённые общим темам или фабульным формулам: «Луч солнца золотой...» (светопись русского пейзажа); «У ваших ног я признаюсь!» (сюжет объяснения в любви в русском романе). Отдельный раздел «Что в имени тебе моём...» позволяет познакомиться с особенностью использования имён собственных в русской литературе.
Авторы подробно анализируют фабульные формулы: ум — чувство; природа; национальное пространство; любовь; отцы и дети; деньги. Проблемные вопросы практикумов позволяют конкретизировать специфику творчества писателей, наметить возможные типологические связи с традицией.
В одной из глав — «Конфликт поколений в русской литературе» — авторы точно отмечают, что в одном из программных произведений русской литературы, фонвизинском «Недоросле», озвучивается идея, присущая многим сатирам и пародиям. «Не хочу учиться, а хочу жениться» традиционно переносится в плоскость критики, но тем не менее представляет интерес с точки зрения конфликта возрастов. Порывы Митрофанушки осуждаются, но им взамен ничего не предложено, кроме «русской хандры», разочарования, рефлексии.
Авторы анализируют заданность сюжетной ситуации в ряде произведений — отсутствие
жет быть на свете хуже семьи...» (Онегин).
Каждое положение авторы иллюстрируют, приводят примеры из произведений русской классической и зарубежной литературы .
(И. И. Мурзак. А. Л. Ястребов)
Для вторичного текста характерно указание темы, её актуальности, характеристика первоисточников.
Языковые клише:
– Исследование посвящено…
– Раздел «Введение» провозглашает основную идею…
– Каждое положение авторы иллюстрируют, приводят примеры…
1. Прочитайте фрагмент оглавления книги «Родная речь. Уроки изящной словесности» (Пётр Вайль. Александр Генис):
Торжество Недоросля. Фонвизин Кризис жзнрз. Радищев Евангелие от Ивана. Крылов Чужое горе. Грибоедов Вместо «Онегина». Пушкин Бремя маленького человека. Гоголь
Индивидуальное чтение.
2. Названия каких глав из указанных книг имеют публицистическое начало? На ваш взгляд, это затрудняет или облегчает прогнозирование содержания?
Публицистическое начало имеют названия следующие главы: «Торжество недоросля», «Кризис жанра», «Бремя маленького человека». Благодаря данным пунктам оглавления читатель может предположить, в каком направлении будет производиться исследование классической художественной литературы.
3. Какие из глав монографии «Динамика сюжетов в русской литературе XIX в.» и книги «Родная речь. Уроки изящной словесности» могли бы стать основой для реферата-обзора?
Основой для реферата-обзора могли бы стать «Конфликт поколений в русской литературе» и «Кризис жанра. Радищев».
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением