Упр.223 ГДЗ Ладыженская Баранов 5 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2019)
Решение #3 (Учебник 2012)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Ладыженская, Баранов, Тростенцова 5 класс, Просвещение:
Составьте и запишите два предложения со словами пропасть и вертел таким образом, чтобы в первом из них эти слова являлись именами существительными, во втором — глаголами. Можно ли утверждать, что ударение помогает определять и значение, и грамматические признаки слов?
Ветер чуть не снёс нас в пропасть (сущ.), на краю которой мы стояли.
Я начал беспокоиться, что все наши усилия могут пропасть (глагол) зря.
Повар не забывал поворачивать вертел (сущ.), на котором жарился гусь.
Он вертел (глагол) в руках конверт, не решаясь вскрыть его.
Да, ударение помогает определять и значение, и грамматические признаки слов.
Придумайте ситуации, когда к молодому врачу Николаю Ивановичу Рыбакову уместно обратиться, называя его:
Николай Иванович;
Коля;
сынок (сыночек);
господин Рыбаков;
коллега;
молодой человек;
доктор.
Придумайте и запишите 2—3 предложения с обращениями. Составьте схемы.
Вежливо ли так обращаться к окружающим нас людям?
— Эй ты, убери свои учебники с моей парты!
— Эй вы, давайте начинать игру!
— Ты что, не знаешь правил? Быстро уступи дорогу!
Николай Иванович – обращаются коллеги, пациенты;
Коля – обращаются родные, друзья, знакомые;
сынок (сыночек) – обращаются родители;
господин Рыбаков – обращаются в официальной обстановке;
коллега – обращаются коллеги;
молодой человек – обращаются на улице, в транспорте, в магазине;
доктор – обращаются пациенты.
Николай Иванович, поздравляю, операция проведена блестяще!
Сынок, как прошло твоё первое дежурство?
Молодой человек
Прочитайте отрывок из русской народной сказки «Лисичка со скалочкой». После обращений ( | ) делайте паузу ( | ) и произносите их со звательной интонацией. Каковы по цели высказывания предложения с обращениями?
Лисица от собак бежала, бежала да под пенёк в норку и ушла. Залезла в нору, отдышалась и начала спрашивать:
— Глазки, глазоньки, | что вы делали?
— Мы смотрели, чтобы собаки лисоньку не съели.
— Ушки, ушки, | что вы делали?
— Мы слушали, чтобы собаки лисоньку не скушали.
— Ножки, ноженьки, | а вы что делали?
— Мы бежали, чтобы собаки лисоньку не поймали.
— А ты, хвостище, что делал?
— Я по пням, по кустам цеплял да тебе бежать мешал.
Рассердилась лиса на хвост и высунула его из норы.
— Нате, собаки, ешьте мой хвост!
Собаки ухватили лису за хвост и вытащили из норы.
– Глазки, глазоньки, что вы делали?
– Ушки, ушки, что вы делали?
– Ножки, ноженьки, а вы что делали?
– А ты, хвостище, что делал?
Данные предложения с обращениями по цели высказывания являются вопросительными.
– Нате, собаки, ешьте мой хвост!
Данное предложение с обращением по цели высказывания является побудительным.
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением