Упр.221 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
221. Прочитайте. Укажите, чем отличаются данные пары предложений. Произведите их синтаксический анализ. Определите значение придаточных в сложноподчинённых предложениях.
1. Труд кормит, а лень портит. Труд кормит — лень портит. 2. Когда кончил дело, гуляй смело. Кончил дело — гуляй смело. 3. Если назвался груздем, полезай в кузов. Назвался груздем — полезай в кузов. 4. Облака ярко светились, так что на них нельзя было смотреть. Облака ярко светились — на них нельзя было смотреть.
1.
Труд кормит, а лень портит. (сложное союзное предложение)
Труд кормит – лень портит. (сложное бессоюзное предложение)
2.
Когда кончил дело, гуляй смело. (сложное союзное предложение)
Кончил дело – гуляй смело. (сложное бессоюзное предложение)
3.
Если назвался груздем, полезай в кузов. (сложное союзное предложение)
Назвался груздем – полезай в кузов. (сложное бессоюзное предложение)
4.
Облака ярко светились, так что на них нельзя было смотреть. (сложное союзное предложение)
Облака ярко светились – на них нельзя было смотреть. (сложное бессоюзное предложение)
Проведите их синтаксический анализ.
1.
[Труд кормит]1, а [лень портит]2.
(1-я часть: (что?) труд; труд (что делает?) кормит;
2-е предложение: (что?) лень; лень (что делает?) портит)
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоящее из двух частей, соединённых сочинительным противительным союзом а.
1-е предложение: простое, двусоставное, нераспространённое, неосложнённое, полное.
2-е предложение: простое, двусоставное, нераспространённое, неосложнённое, полное.
[- =]1, а [- =]2.
[Труд кормит]1 – [лень портит]2.
(1-я часть: (что?) труд; труд (что делает?) кормит;
2-е предложение: (что?) лень; лень (что делает?) портит)
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоящее из двух частей, связанных бессоюзной связью.
1-е предложение: простое, двусоставное, нераспространённое, неосложнённое, полное.
2-е предложение: простое, двусоставное, нераспространённое, неосложнённое, полное.
[- =]1 - [- =]2.
2.
(Когда кончил дело)1, [гуляй смело]2.
(1-я часть: (что сделал?) кончил; кончил (что?) дело; кончил (когда?) когда;
2-е предложение: (что делай?) гуляй; гуляй (как?) смело)
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое, состоящее из двух частей, соединённых подчинительным союзным словом когда.
1-е предложение: простое, односоставное, обобщённо-личное, распространённое, неосложнённое, полное.
2-е предложение: простое, односоставное, обобщённо-личное, распространённое, неосложнённое, полное.
(Когда = -)1, [=]2.
[Кончил дело]1 – [гуляй смело]2.
(1-я часть: (что сделал?) кончил; кончил (что?) дело;
2-е предложение: (что делай?) гуляй; гуляй (как?) смело)
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоящее из двух частей, связанных бессоюзной связью.
1-е предложение: простое, односоставное, обобщённо-личное, распространённое, неосложнённое, полное.
2-е предложение: простое, односоставное, обобщённо-личное, распространённое, неосложнённое, полное.
[=]1 - [=]2.
3.
(Если назвался груздем)1, [полезай в кузов]2.
(1-я часть: (что сделал?) назвался; назвался (чем?) груздем;
2-я часть: (что делай?) полезай; полезай (куда?) в кузов)
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое, состоящее из двух частей, соединённых подчинительным союзом если.
1-е предложение: простое, односоставное, обобщённо-личное, распространённое, неосложнённое, полное.
2-е предложение: простое, односоставное, обобщённо-личное, распространённое, неосложнённое, полное.
(Если =)1, [=]2.
[Назвался груздем]1 – [полезай в кузов]2.
(1-я часть: (что сделал?) назвался; назвался (чем?) груздем;
2-я часть: (что делай?) полезай; полезай (куда?) в кузов)
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоящее из двух частей, связанных бессоюзной связью.
1-е предложение: простое, односоставное, обобщённо-личное, распространённое, неосложнённое, полное.
2-е предложение: простое, односоставное, обобщённо-личное, распространённое, неосложнённое, полное.
[=]1 - [=]2.
4.
[Облака ярко светились]1, (так что на них нельзя было смотреть)2.
(1-я часть: (что?) облака; облака (что делали?) светились; светились (как?) ярко;
2-я часть: (что делать?) нельзя было смотреть; нельзя было смотреть (на что?) на них)
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое, состоящее из двух частей, соединённых подчинительным союзом так что.
1-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
2-е предложение: простое, односоставное, безличное, распространённое, неосложнённое, полное.
[- =]1, (так что =)2.
[Облака ярко светились]1 – [на них нельзя было смотреть]2.
(1-я часть: (что?) облака; облака (что делали?) светились; светились (как?) ярко;
2-я часть: (что делать?) нельзя было смотреть; нельзя было смотреть (на что?) на них)
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоящее из двух частей, связанных бессоюзной связью.
1-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
2-е предложение: простое, односоставное, безличное, распространённое, неосложнённое, полное.
[- =]1 - [=]2.
Определите значение придаточных в сложноподчинённых предложениях:
2. (гуляй (когда?) Когда кончил дело, гуляй смело. (придаточное времени)
3. (при каком условии?) Если назвался груздем, полезай в кузов. (придаточное условия)
4. Облака ярко светились, (что из этого следует?) так что на них нельзя было смотреть. (придаточное следствия)
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением