Упр.216 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 216. 1. Прочитайте, вставляя однородные и обособленные члены предложения, данные в скобках. При чтении соблюдайте интонацию перечисления: понижайте голос в конце каждого...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
216. 1. Прочитайте, вставляя однородные и обособленные члены предложения, данные в скобках. При чтении соблюдайте интонацию перечисления: понижайте голос в конце каждого простого предложени я и повышайте в начале следующего. Делайте большие паузы в том месте, где поставите точку с запятой.
1. ^ Жёлтые листья опали с деревьев и усеяли берег; ^// зелень полиняла, ^/ засохла, ^/ река приняла холодный, ^/ свинцовый цвет. v//
2. ^ С грохотом промчалась машина, ^/ подняв пыль на дороге; ^// пронёсся табун лошадей. v//
3. ^ С небольшими перерывами дождь продолжался весь день; ^// в лесу стало сыро и холодно, ^/ как в погребе. v//
4. ^ Крупные капли дождя осыпались с шумом, ^/ точно алмазы; ^// трава, ^/ ещё недавно взволнованная ветром, ^/ не шевелилась. v//
Знаком / обозначена короткая пауза.
Знаком // обозначена долгая пауза.
Знаком ^ обозначено повышение тона голоса.
Знаком v обозначено понижение тона голоса.
2. Запишите полученные предложения, расставляя знаки препинания.
1. Жёлтые листья опали с деревьев (и усеяли берег) зелень полиняла (засохла) река приняла холодный (свинцовый) цвет. 2. С грохотом промчалась машина (подняв пыль на дороге) пронёсся табун лошадей. 3. С (не) большими перерывами дождь продолжался весь день в лесу стало сыро и холодно (как в погребе). 4. Крупные капли дождя осыпались с шумом (точно алмазы) трава (ещё недавно взволнованная ветром) (не) шевелилась.
1. Жёлтые листья опали с деревьев и усеяли берег; (точка с запятой между осложнёнными предложениями со значением одновременности и последовательности) зелень полиняла, (запятая между однородными сказуемыми) засохла; (точка с запятой между осложнёнными предложениями со значением одновременности и последовательности) река приняла холодный, (запятая между однородными определениями) свинцовый цвет.
2. С грохотом промчалась машина; (точка с запятой между осложнёнными предложениями со значением одновременности и последовательности) подняв пыль на дороге, (запятой выделяется деепричастный оборот) пронёсся табун лошадей.
3. С небольшими перерывами дождь продолжался весь день; (точка с запятой между осложнёнными предложениями со значением одновременности и последовательности) в лесу стало сыро и холодно, (запятой выделяется сравнительный оборот) как в погребе.
4. Крупные капли дождя осыпались с шумом, (запятой выделяется сравнительный оборот) точно алмазы; (точка с запятой между осложнёнными предложениями со значением одновременности и последовательности) трава, (запятой выделяется причастный оборот) ещё недавно взволнованная ветром, (запятой выделяется причастный оборот) не шевелилась.
3. Ещё раз прочитайте примеры, проверьте постановку знаков препинания.
1. Жёлтые листья опали с деревьев и усеяли берег; зелень полиняла, засохла; река приняла холодный, свинцовый цвет. (между осложнёнными частями сложного предложения со значением одновременности и перечисления ставятся точка с запятой)
2. С грохотом промчалась машина; подняв пыль на дороге, пронёсся табун лошадей. (между осложнёнными частями сложного предложения со значением одновременности и перечисления ставятся точка с запятой)
3. С небольшими перерывами дождь продолжался весь день; в лесу стало сыро и холодно, как в погребе. (между осложнёнными частями сложного предложения со значением одновременности и перечисления ставятся точка с запятой)
4. Крупные капли дождя осыпались с шумом, точно алмазы; трава, ещё недавно взволнованная ветром, не шевелилась. (между осложнёнными частями сложного предложения со значением одновременности и перечисления ставятся точка с запятой)
4. Составьте схемы предложений 1,2 и 4.
1. [Жёлтые листья опали с деревьев и усеяли берег]1; [зелень полиняла, засохла]2; [река приняла холодный, свинцовый цвет]3.
[- = и =]1; [- =, =]2; [- = 0, 0]3.
2. [С грохотом промчалась машина]1; [подняв пыль на дороге, пронёсся табун лошадей]2.
[= -]1; [д/о, = -]2.
4. [Крупные капли дождя осыпались с шумом, точно алмазы]1; [трава, ещё недавно взволнованная ветром, не шевелилась]2.
[- =, с/о]1; [-, п/о, =]2.
5. Объясните подчёркнутые орфограммы.
1. Жёлтые листья опали с деревьев и усеяли берег; зелень полиняла, (проверочное слово: линька) засохла, река приняла (чередование –ним-/-ня-, после корня нет суффикса –а-) холодный, свинцовый (в суффиксах прилагательных после согласного ц пишется гласная о в ударной позиции: свинцовый) цвет.
2. С грохотом промчалась машина, подняв пыль на дороге; пронёсся табун лошадей.
3. С небольшими (можно заменить синонимом: маленькими) перерывами дождь продолжался (проверочное слово: продолжит) весь день; в лесу стало сыро и холодно, как в погребе.
4. Крупные капли дождя осыпались с шумом, точно алмазы; трава, ещё недавно взволнованная (в суффиксах причастий всегда пишется удвоенная нн) ветром, не (частица не с глаголами пишется раздельно) шевелилась.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением