Параграф 21 ГДЗ Вигасин Годер 5 класс (История)

Изображение §21. Индийские кастыОбъясните значение слов: каста, брахман, отшельник, «неприкасаемые», буддизм.Каста — группа людей, обладающая определёнными правами и...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Вигасин, Годер, Свенцицкая 5 класс, Просвещение:
§21. Индийские касты
Объясните значение слов: каста, брахман, отшельник, «неприкасаемые», буддизм.
Каста — группа людей, обладающая определёнными правами и обязанностями. Принадлежность к касте передавалась по наследству.
Брахман - боги на земле, представители высшей касты в Индии, жрец.
Отшельник — человек, отказавшийся от общения с другими людьми, живущий уединённо.
“Неприкасаемые” - слуги, которые принадлежали к самому низшему касту, им запрещалось жить в деревне, они питались отбросами. Их положение было самым трудным.
Буддизм — религиозно-философское учение (Дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее в середине I тысячелетия до н. э. в Древней Индии.
Проверьте себя.
1. Какие касты существовали в Индии?
Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырёх каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы. Жрецы-брахманы появились из его рта, и поэтому они знают, как произносить молитвы. Воины произошли из могучих рук Брахмы и потому умеют сражаться. Земледельцы — те, кто пашет землю и пасёт скот, — возникли из его бёдер. А слуги находятся ниже всех, потому что созданы из запылённых ступней его ног.
2. Индийцы считали, что принадлежность к касте передавалась по наследству. Что это означает?
Человек, родители которого были земледельцами, никогда не мог стать жрецом или знатным воином. Ведь и у коровы, например, не может родиться жеребёнок или поросёнок. Дети брахманов, вырастая, становились жрецами, а дети слуг — слугами.
3. За что индийцы почитали жрецов-брахманов? Как брахманы приносили жертвы? Чем они «кормили» богов?
Самыми мудрыми и почтенными в Индии считались брахманы. Их приглашали в каждый дом, где хотели принести жертву богам. Хозяин дома предлагал им за это богатый подарок, обычно корову. Сначала брахманы разжигали огонь трением двух деревянных палочек. Потом они пели хвалебную песнь богам и звали их в гости. Индийцы думали, что зёрна риса и ячменя, масло и молоко не сгорают в жертвенном огне, а с дымом уносятся на небеса — к богам. Если боги будут сыты и довольны, они в благодарность даруют людям хороший урожай на полях. Так и кормили друг друга люди и боги.
4. Кого называли «неприкасаемыми»? Почему этих людей так называли? Какие надежды порождала у «неприкасаемых» вера в переселение душ?
Хуже всего приходилось тем из слуг, которых называли «неприкасаемыми». Им даже запрещалось жить в деревне. Спали они в жалких лачугах за её пределами, а питались отбросами. С ними никто не садился за один стол — всё равно что с каким-нибудь грязным животным. «Неприкасаемые» носили особые одежды, чтобы никто случайно к ним не подошёл и не прикоснулся. Этих людей называли “неприкасаемыми”, потому что к ним не хотели и даже боялись прикасаться люди. Вера в переселение душ порождала надежду о том, что в следующей жизни “неприкасаемый” может стать представителем догой касты.
5. Что вам запомнилось о каждом из трёх периодов жизни брахмана?
Жизнь брахмана делилась на три периода: учения, обзаведения семьёй, отшельничества. Обычно брахман отдавал своего сына в учение, когда тому исполнялось семь лет. Он приводил его в дом к учителю и оставлял жить там. Они повторяли всё, что он говорил, — слово за словом, стараясь выучить наизусть целые книги. Вставая с восходом солнца, ученики выполняли всякую работу по дому. Когда мальчику исполнялось шестнадцать лет, родители преподносили учителю в дар корову, а сыну подыскивали невесту. После того как брахман выучился и обзавёлся семьёй, он и сам мог брать в дом учеников, приносить жертвы богам для себя и для других. Когда у брахмана появлялись внуки и голова становилась седой, он мог оставить дом старшему сыну, а сам уходил в отшельники. Он строил в лесу шалаш, спал на голой земле и питался лишь лесными плодами, стремясь вдали от людей достичь блаженного состояния душевного покоя. Некоторые истязали своё тело, голодали, неделями и месяцами стояли с поднятой рукой или на одной ноге, молчали годами. Они верили, что после таких мучений при новом рождении останутся брахманами или даже будут жить вместе с богами на небесах.
Подготовьте сообщение о Будде (по учебнику и ресурсам Интернета). Ответьте на вопросы: что привлекало последователей Будды в нём самом и его учении? Как Будда относился к кастовым различиям между людьми?
Будда (около 560 — около 480 до н. э.; по другим данным, 623—544 до н. э.), основатель буддизма. Родился в индийском городе Капилавасту. Будда — священное имя Сиддхартхи (Сиддарты) Гаутамы, сына индийского царя Судгоданы из племени шакьев. По преданию, этот царский сын, получив прекрасное воспитание, 29 лет от роду оставил дворец и семью и ушёл в далёкое странствие. Шакьямуни (санскр. «отшельник из шакьев») — это имя он получил во время странствий — поселился в пустыне и после долгих лет раздумий нашёл ответы на мучавшие его вопросы. С того времени он стал называться Буддой (санскр. «просветлённый», «нашедший, истину»). Основа его учения состоит из «четырёх истин»:
1) существование человека есть нечто обманчивое;
2) страдание — неизбежное следствие существования и человеческих потребностей;
3) избавляются от страдания, лишь подавляя потребности и страсти;
4) поднимаясь по ступеням нравственной жизни, можно достигнуть её венца — полного блаженства, нирваны (созерцание, небытие, отсутствие страдания).
Проповедь Будды была направлена против жертвоприношений, деления индийского общества на касты. Ближе всего к спасению находятся бедные и немощные. Идея равенства привлекала народ, поэтому буддизм получил широкое распространение. Но вскоре учение подверглось искажению. Будда не признавал верховного божества, а его последователи ввели демонов, потом богов и, наконец, произвели самого Будду в ранг верховного бога. С III в. буддизм стал государственной религией в Индии, а оттуда распространился на Цейлон, Афганистан и Туркестан, затем на Индостан, Китай (там он получил название «фо»), Японию, Тибет и Монголию.
Последователей Будды в первую очередь привлекало то, что он отказывался от земных материальных благ. Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени или определенного пола, а как к личности. Для буддизма в человеке важны были только личные заслуги.
Подумайте. Что важнее — личные достоинства человека или его происхождение в той или иной семье? Обоснуйте свою мысль.
Я думаю, важнее для человека его личные достоинства и качества. Происхождение человека не означает, что он способен делать работу качественно. Это также не значит, что у человека есть способности к работе. Поэтому личные достоинства и старания могут значить гораздо больше, так как такой человек может быть более способен для того или иного занятия.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением