Параграф 18 ГДЗ Пасечник 7 класс (Биология)

Изображение §18. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫБВСПОМНИТЕ1. Какие признаки отличают рыб от других животных?В отличие от других животных рыбы дышат жабрами и передвигаются с помощью...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник, Суматохин, Калинова 7 класс, Просвещение:
§18. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫБ
ВСПОМНИТЕ
1. Какие признаки отличают рыб от других животных?
В отличие от других животных рыбы дышат жабрами и передвигаются с помощью плавников.
2. В каких местах обитают рыбы?
Рыбы обитают в реках, озёрах, морях, океанах.

МОЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Изучение внешнего строения рыбы
1. Рассмотрите рыбу, плавающую в банке с водой. Определите форму её тела и объясните, какое значение имеет такая форма тела.
Тело рыбы сжатое с боков, обтекаемой формы, благодаря которой они могут легко плавать в воде и преодолевать её сопротивление. Визуально в теле рыбы можно различить голову, туловище, хвост.
2. Определите, чем покрыто тело рыбы, как расположена чешуя, какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни рыбы в воде.
Кожа рыбы слизистая и покрыта костной чешуей, которая надежно защищает её тело от повреждений. Чешуя образует годичные кольца, которые позволяют определить возраст особи. Также кожа рыбы имеет железы, которые выделяют слизь. Она обеспечивает легкость трения и скольжение об воду при плавании.
3. Определите окраску тела рыбы на брюшной и спинной сторонах. Если она различна, то объясните эти различия.
Тело рыбы имеет разную окраску снизу и сверху. Спинка у неё тёмного цвета, а живот — светлого, почти белого. Это нужно для маскировки рыбы на фоне светлого неба и тёмного дна водоема.
4. Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище и хвост. Установите, как они соединены между собой. Какое значение имеет такое соединение?
Голова, туловище и хвост плавно переходят друг в друга. Такое соединение позволяет легче преодолевать сопротивление воды.
5. На голове рыбы найдите ноздри и глаза, определите, имеют ли глаза веки. Какую роль играют эти органы в жизни рыбы?
Ноздри находятся спереди на голове чуть выше рта. Они открываются в органы обоняния, и с их помощью рыба может воспринимать запахи веществ, которые растворены в воде. Глаза у рыбы большие. Веки у нее отсутствуют.
6. Найдите у рассматриваемой рыбы парные (грудные и брюшные) и непарные (спинной, анальный и хвостовой) плавники. Понаблюдайте за работой плавников при передвижении рыбы.
Во время плавания рыба активно пользуется всеми плавниками. Они помогают ей держаться на плаву, контролировать положение своего тела в воде, поворачивать, замедляться или ускоряться.
7. Зарисуйте внешний вид рыбы в рабочей тетради. Укажите на рисунке части тела рыбы. Запишите вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде.
Вывод: Изучив внешнее строение и приспособления для передвижения рыбы, мы можем сделать вывод, что они максимально приспособлены для жизни в водной среде. Форма их тела обтекаемая, сплющенная слегка с боков, что позволяет ей легко преодолевать сопротивление воды. Также для движения в воде у рыбы есть плавники.

ВОПРОСЫ ПО ПАРАГРАФУ
1. Чем хрящевые рыбы отличаются от костных рыб?
Хрящевые рыбы имеют внутренний хрящевой скелет. Их характерной особенностью также является наличие нескольких пар жаберных щелей, которые открываются наружу, и отсутствие плавательного пузыря.
Костные рыбы обладают окостеневшим внутренним скелетом и относится. Пара наружных жаберных щелей у них прикрыта жаберными крышками. У многих костных рыб есть плавательный пузырь.
2. Какие особенности внешнего строения рыб связаны с их водным образом жизни?
Для рыб характерна обтекаемая форма тела, которая уменьшает сопротивление воды при плавании. Приспособлением к жизни в воде являются парные и непарные плавники рыб. Парные плавники, или конечности (грудные и брюшные), служат рулями глубины. Непарные плавники придают рыбе устойчивость (спинной и анальный) и помогают при движении вперёд (хвостовой). По бокам рыбы заметна боковая линия. Это чувствительный орган, улавливающий направление и силу тока воды.
3. Назовите внутренние органы рыбы и расскажите о выполняемых ими функциях.
Опорой тела у рыб служит внутренний скелет. Его основу составляют череп — скелет головы, позвоночник (позвоночный столб) осевой скелет туловища и скелеты плавников. Позвоночник состоит из множества отдельных костей позвонков. К костям скелета прикреплены мышцы, образующие мускулатуру.
Плавательный пузырь — орган в виде мешочка, наполненного воздухом. Плавательный пузырь способен сжиматься и расширяться. Регулируя объём воздуха в плавательном пузыре, рыба держится на определённой глубине, всплывает или погружается.
Пищеварительная система состоит из рта, глотки, пищевода, желудка и кишечника.
Жабры необходимы рыбам для дыхания.
Сердце обеспечивает движение крови по сосудам. Кровь из предсердия выталкивается в желудочек, а затем в брюшную аорту. Из неё кровь по артериям течёт к жабрам. Эта кровь насыщена углекислым газом и имеет тёмный цвет. По спинной аорте артериальная кровь, насыщенная кислородом, из жабр разносится по всему телу.
Органы выделения рыб — почки, мочеточники и мочевой пузырь.
Центральная нервная система представлена головным и спинным мозгом.
Органы размножения самки — яичники, обычно парные, наполненные развивающимися яйцеклетками икринками. Органы размножения самца два продолговатых семенника беловатого цвета. В них содержится семенная жидкость с множеством сперматозоидов.
4. Каковы особенности развития рыб по сравнению с особенностями ранее изученных животных?
Самки рыб откладывают икру. Самцы поливают её семенной жидкостью, содержащей множество сперматозоидов. Они устремляются к икринкам (яйцеклеткам), сливаются с ними происходит оплодотворение. В оплодотворённой икринке развивается зародыш. У многих аквариумных рыб развитие зародыша длится всего несколько часов, а у трески и камбалы несколько месяцев. В процессе развития зародыш превращается в личинку. Постепенно подрастая, личинка претерпевает ряд изменений. С появлением чешуи она становится похожей на взрослую рыбу, и её называют мальком.
Икринки, личинки и мальки рыб беззащитны перед множеством врагов. Их пожирают хищные личинки насекомых, рачки, медузы, лягушки, ужи, птицы и сами рыбы. Поэтому лишь очень немногие из потомства рыб доживают до взрослого состояния.
5. Что позволяет рыбе хорошо ориентироваться в окружающей среде?
В окружающей среде рыбы ориентируются с помощью органов чувств. Органы зрения рыб — довольно крупные и подвижные глаза. Органы слуха у рыб внутри черепа и снаружи не видны. Внутри черепа у рыб находится и орган равновесия. Благодаря ему рыбы ощущают положение своего тела в пространстве. Рыбы обладают очень тонким обонянием.
Вкус они ощущают скоплениями чувствительных клеток, расположенных в ротовой полости и в коже. Осязание осуществляют разбросанные по всему телу осязательные клетки. Важным органом чувств у рыб является боковая линия. Это чувствительный орган, улавливающий направление и силу тока воды.

ПОДУМАЙТЕ!
Почему для каждого вида рыб характерны свои особенности размножения?
Для каждого вида рыб характерны свои особенности размножения, потому что каждый вид рыб отличается своей уникальной приспособленностью к жизни в окружающей среде и особенностями размножения: уровень солёности, определённая температура, насыщенность воды кислородом. Все эти показатели являются биологическими приспособлениями, которые обеспечивают тому или иному виду максимально благоприятные условия для развития икры и молодняка.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением