Упр.160 ГДЗ Рыбченкова Александрова 6 класс (Русский язык)
|
Не совпадает с вашим учебником? Посмотрите обновленный решебник |
Решение #1 (Учебник 2019)
Решение #2 (Учебник 2019)
Решение #3 (Учебник 2014)
Решение #4 (Учебник 2014)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Загоровская 6 класс, Просвещение:
Прочитайте текст и определите его тип. Придумайте и запишите заглавие.
Чтение этимологических словарей русского языка – дело не только интересное и увлекательное, но и полезное.
Прежде всего этимологические словари раскрывают тайны происхождения слов, особенно слов древних, которые уже утратили свою образность и прозрачность формы. Например, кто сейчас помнит, что современное русское слово лебедь, как и слово лебеда, восходит к латинскому albus, что значит «белый», что слово негодяй произошло от существовавшего когда-то слова годяй (что значит «годный», «годящийся») и первоначально обозначало человека, не годящегося к военной службе?
Но очень важно и другое: этимологические словари помогают разобраться в правописании слов и, значит, лучше усвоить орфографию. Читая этимологические словари русского языка, можно, например, узнать, что в корне слова воспитателъ буква и пишется потому, что это слово образовано от древнего глагола питати, что значило «кормить» (воспитатель кормил, вскармливал ученика), а в слове племянник гласная е объясняется связью со словом племя.
(По О. Володиной)
Выполните задания.
А
1. Подумайте, в каком предложении текста выражена его главная мысль. Запишите это предложение.
2 Выпишите из текста сложные слова, укажите, каким способом они образованы.
3. Спишите первые два абзаца, вставляя пропущенные уквь объясняя написание.
Б
1. В каких утверждениях автора содержится обоснование главной мысли текста? Выпишите соответствующие предложения.
2. Выпишите из текста слова с приставками, оканчивающимися на з/с, объясните их написание.
3. Перепишите последний абзац, графически обозначая в словах известные вам орфограммы.
4. Опираясь на текст и используя другие материалы параграфа, расскажите о том, для чего нужны этимологические словари.
Ответ 1
Тип текста: публицистический.
Заголовок: Этимология – в помощь; Польза этимологических словарей; Как этимологический словарь может помочь школьнику.
А
1. Чтение этимологических словарей русского языка – дело не только интересное и увлекательное, но и полезное.
2. Этимологические, правописании, орфографию – сложение корней + суффиксальный способ.
3.
• Этимологических – проверочное слово этимолог;
• Интересное – словарное слово, правописание следует запомнить;
• Увлекательное – проверочное слово увлечь;
• Раскрывают – после приставки стоит глухая к;
• Происхождения – проверочное слово ход;
• Прозрачность – в сочетании ЧН не ставится мягкий знак;
• Помнит – 2 спряжение глагола;
• Восходит – после приставки стоит глухая х;
• Первоначально – соединяющая гласная между корнями сложного слова;
• Обозначало – проверочное слово значит.
Б
1. Прежде всего этимологические словари раскрывают тайны происхождения слов, особенно слов древних, которые уже утратили свою образность и прозрачность формы.
Но очень важно и другое: этимологические словари помогают разобраться в правописании слов и, значит, лучше усвоить орфографию.
2. Раскрывают, происхождения, восходит – после приставки стоит глухой звук.
Произошло, разобраться – после приставки стоит гласный звук.
4. Этимологические словари объясняют происхождение слов в языке, в особенности древних слов, которые сложно разобрать без помощи. Тем самым, объясняя происхождение слов, словари помогают разобраться в правописании этих слов и лучше понять орфографию.
Ответ 2
Тип текста - рассуждение (в тексте приводятся аргументы к тезису, выдвинутому в первом абзаце).
Заглавие: Функции этимологического словаря.
А
1.
Главная мысль: «Чтение этимологических словарей русского языка - дело не только интересное и увлекательное, но и полезное».
2.
- правописании < правильно писать (сложение с суффиксацией)
- орфографию < орфо + граф (сложение)
- первоначально < первый + начальный (сложение)
3.
Чтение этимологических (проверочное слово: этимолог) словарей русского языка - дело не только интересное (словарное слово) и увлекательное, (проверочное слово: увлёк) но и полезное.
Прежде всего этимологические (проверочное слово: этимолог) словари раскрывают (приставка перед основой на глухой согласный) тайны происхождения (проверочное слово: происходит) слов, особенно слов древних, которые уже утратили свою образность и прозрачность (сочетание чн пишется без мягкого знака) формы. Например, кто сейчас помнит, (помнить, 2 спряжение) что современное русское слово лебедь, как и слово лебеда, восходит (приставка перед основой на глухой согласный) к латинскому albus, что значит «белый», что слово негодяй произошло от существовавшего когда-то слова годяй (что значит «годный», «годящийся») и первоначально (соединительная гласная о после твёрдого согласного) обозначало (проверочное слово: обозначит) человека, не годящегося к военной службе?
4.
Как мы знаем, есть много типов словарей: толковые, орфографические, словари иностранных слов, антонимов, омонимов, грамматические словари, этимологические.
Этимологический словарь - это словарь, который содержит сведения об истории и происхождении слов. Иногда этимологические словари могут содержать сведения о происхождении морфем и их изменениях с течением времени. Также при помощи этимологических словарей мы можем понять, как правило писать слово. Узнав об истории происхождения слова, мы можем понять, почему следует писать, а не другую букву.
Б
1.
Обоснование главной мысли содержится в следующих предложениях:
«Прежде всего этимологические словари раскрывают тайны происхождения слов, особенно слов древних, которые уже утратили свою образность и прозрачность формы».
«Но очень важно и другое: этимологические словари помогают разобраться в правописании слов и, значит, лучше усвоить орфографию».
2.
- раскрывают (приставка перед основой на глухой согласный)
- происхождения (приставка перед основой на глухой согласный)
- восходит (приставка перед основой на глухой согласный)
- разобраться (приставка перед гласным)
- вскармливал (приставка перед основой на глухой согласный)
3.
Но очень важно и другое: этимологические (безударные гласные в корне слова; словарное слово) словари (безударная гласная в корне слова; проверочное слово: слово) помогают (безударные гласные в корне слова; проверочное слово: помощь, помощник) разобраться (правописание тся/ться; помогают (что сделать?)) в правописании (сложное слово; соединительная гласная о после твёрдого согласного) слов и, значит, лучше (сочетание чш пишется без мягкого знака) усвоить орфографию. (безударные гласные в корне слова; словарное слово) Читая этимологические (безударные гласные в корне слова; словарное слово) словари (безударная гласная в корне слова; проверочное слово: слово) русского (удвоенная согласная на стыке корня и суффикса) языка, можно, например, узнать, что в корне слова воспитатель буква и пишется (правописание тся/ться; буква (что делает?) пишется) потому, что это слово образовано (безударные гласные в корне слова; словарное слово) от древнего (безударные окончания прилагательных; от глагола (какого?) древнего) глагола питати, что значило «кормить» (безударная гласная в корне слова; проверочное слово: корм) (воспитатель (безударная гласная в корне слова; словарное слово) кормил, вскармливал ученика), а в слове племянник гласная е объясняется (твёрдый знак после приставки на согласный перед гласной я; гласная (что делает?) объясняется) связью (правописание мягкого знака; разделительный мягкий знак перед гласной ю) со словом племя.
Найдите устаревшие слова в предложениях из русских народных сказок. Как вы понимаете их значение?
1) Растёт Иван не по дням, а по часам. И стало ему в избе тесно. Построил он себе просторный дом — за тридцать вёрст видно. («Заветный меч-кладенец и волшебное кольцо»)
Верста - устаревшая русская единица измерения расстояния, равная 1066,8 метра.
2) Я по коробу метён, по сусеку скребён, на сметане мешён, на окошке стужён. («Колобок»)
Короб - изделие из луба, бересты, щепы и т. п., служащее для упаковки, хранения, переноски чего-либо.
Сусек - то же, что закром; отгороженное место в зернохранилище или амбаре для ссыпания зерна или муки.
3) Достать мне кафтан, какого во всём царстве нет! («Волшебное кольцо»)
Кафтан - праздничная верхняя первоначально мужская одежда из домотканого или покупного фабричного сукна и даже плиса, длиной до колен, приталенная, со сборками сзади и с боков, с удлинёнными рукавами, невысоким стоячим воротником, вертикальными прорезными карманами, с подкладкой до талии, застегивавшаяся на крючки или большие медные пуговицы.
Царство - государство, управляемое царём или царицей.
4) Отдай, барин, мою золотую шапочку, а то сделаю напасть, чтобы всем барам пропасть. («Мальчик с пальчик»)
Барин - также в качестве обращения в старой России — человек одного из высших сословий, господин.
Напасть - беда, несчастье, неприятный случай.
5) Шла лиса по дорожке и нашла лапоток, пришла к мужику и просится переночевать. («Лиса-лапотница»)
Лапоток - уменьшительно-ласкательное от слова лапоть.
6) Зовут меня Котофей Иванович, я из сибирских ле-сов прислан к вам воеводой. («Кот и лиса»)
Воевода - в славянских государствах — должность начальника войска, а также административной области.
7) Вот вам сказка, а мне крынка масла. («Лиса-повитуха»)
Крынка - высокий глиняный сосуд для молока, молочных продуктов.
Похожие решебники
Популярные решебники 6 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением