Параграф 15 ГДЗ Арсентьев Данилов 8 класс (История)

Изображение Параграф 15. Внутренняя политика и экономика России в 1725-1762 гг.Замедлилось или ускорилось экономическое развитие России в послепетровское время?Дворцовые...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Арсентьев, Данилов, Курукин 8 класс, Просвещение:
Параграф 15. Внутренняя политика и экономика России в 1725-1762 гг.
Замедлилось или ускорилось экономическое развитие России в послепетровское время?
Дворцовые перевороты не изменили основное направление социальной политики. Созданная в короткий срок при Петре I промышленная база помогла догнать и даже по некоторым показателям перегнать страны Западной Европы. Но оборотной стороной этого рывка стал поворот промышленности, прежде всего тяжёлой, на крепостнический путь развития, что впоследствии привело Россию к отставанию от стран Западной Европы.
Вспомните, что представляли собой первые мануфактуры. Какие особенности они имели, когда и при каких обстоятельствах были основаны?
Первые мануфактуры представляли собой предприятие, основанное на разделении труда, о с сохранением ремесленной техники. Их особенностями были: разделение труда, использование крепостного труда, создавались государством и выполняли его заказы, слабая заинтересованность собственников в совершенствовании техники. Они были созданы в условиях подъема экономики после Смуты.
1. Почему и как власти в период дворцовых переворотов укрепляли позиции дворянства? Могли ли они действовать иначе?
В течение всего периода 1725—1762 гг. дворянское сословие получало всё новые привилегии: во-первых, расширялись их возможности в отношении земельных владений и власть над крепостными, во-вторых, делались поблажки в несении ими службы. Власти не могли действовать иначе, так как опора в любом случае была нужна.
2. Какие привилегии получили дворяне в этот период? Почему именно эти привилегии были важны для них?
Так, при Анне Иоанновне в 1731 г. помещики получили право сбора податей со своих крепостных. В 1730 г. был отменён изданный Петром I Указ о единонаследии. В 1732 г. для детей дворян был учреждён кадетский корпус, выпускники которого становились офицерами. В 1736 г. срок обязательной дворянской службы был ограничен 25 годами, причём одному из сыновей в семье дворянина разрешалось вообще не служить. Все участники переворота 25 ноября 1741 г., которые не имели дворянского звания, получили его вместе с денежными и земельными пожалованиями. Всё дворянство получило в 1754 г. монополию на винокурение, что гарантировало доход от поставки «хлебного вина» (водки) в казённые «питейные дома». Именно эти привилегии были нужны дворянам, они завершили формирование дворянства как особого, самого привилегированного сословия в России
3. Каких прав лишились крестьяне в эпоху дворцовых переворотов? Почему государство шло на ограничение прав крестьян?
Крестьяне были лишены личных и имущественных прав. Помещик мог лично распоряжаться крепостным: продавать, наказывать, ссылать в Сибирь. Имущество крестьян рассматривалось как имущество помещика. Он мог также судить крестьян. На мануфактурах были оставлены навечно не только работавшие на них наёмные работники, но и их семьи, которые в одночасье превратились в тех же крепостных, только занятых иным трудом. Государство шло на ограничение прав крестьян для поддержки и возвышения дворянства, которое было опорой власти.
4. Почему созданная Петром I система местного управления была отменена? Чем её заменили?
Созданная Петром система управления была отменена, потому что наблюдалось соперничество между губернаторами и воеводами. Её заменили более строгим владением власти: губернаторы и воеводы получали право суда и становились единственными носителями власти.
5. Как в то время государство наказывало чиновников за взятки и казнокрадство? Подтвердите свой ответ цитатой из текста параграфа.
За взятки и казнокрадство ссылали в Сибирь. “Однако он самовольными действиями настроил против себя двор, императора и министров и потому был отстранён, в результате придворных интриг и заговора, от власти.”
6. Назовите причины, ограничивающие рост мануфактурного производства в России.
? невозможность строительства новых мануфактур из-за отсутствия свободных рабочих рук
1. Как в грамоте определялся порядок возврата ссуды?
Ссуда возвращалась без процентов мундирным сукном и подбоями или деньгами за 3 года.
2. Какие способы контроля качества продукции со стороны государства предусматривались в грамоте?
2 раза в год (в январе и июле) в Коммерц-коллегию должны были рапортовать образцы изделий.
3. В каком случае указ предполагает изъятие фабрики у владельцев?
Изъятие фабрики у владельцев происходит, если владелец не в состоянии содержать фабрику или по их собственной инициативе.
4. Предполагает ли грамота передачу фабрики наследникам? На каких условиях?
Грамота предполагает передачу фабрики наследникам на условии, что те “будут тое фабрику содержать в добром порядке”
1. Используя Интернет и дополнительные материалы, опишите особенности обучения и службы в Шляхетском корпусе.
Система обучения кадетов была несовершенной, а организация работы связана с трудностями. В учении господствовала зубрежка; однообразие и скука на занятиях были типичным явлением, все это являлось следствием общей неразработанности педагогики. Нужно было за время обучения в корпусе пройти четыре класса, на каждый из которых отводилось 5—6 лет. Характерной была многопредметность, так как корпус должен был готовить не только офицеров, но и гражданских чиновников. В каждом возрасте кадету нужно было обучаться наукам, необходимым как для воинской, так и для гражданской службы. Для всех возрастов был установлен перечень тех наук, которые кадеты должны были начинать изучать в 1-м возрасте и углублять свои познания в них до 5-го возраста. Все науки были разделены на 4 раздела:
1. Науки, дающие руководство к познанию прочих наук.
4. Художества.
2. Напишите биографическую справку о П. И. Шувалове (не более 500 слов).
Шувалов (Петр Иванович, граф, 1711 - 1762) - русский государственный деятель, генерал-фельдмаршал. Начал службу камер-пажом при дворе цесаревны Елизаветы Петровны; за содействие возведению ее на престол пожалован в действительные камергеры; затем сделан был сенатором и в 1746 г. возведен в графское достоинство Российской империи. Сначала Шувалов командовал армейской дивизией, расположенной в окрестностях Санкт-Петербурга, а затем обсервационным корпусом, им же сформированным. Был конференц-министром, управлял артиллерийской и оружейной канцеляриями, усовершенствовал артиллерию и устроил несколько оружейных заводов. Благодаря влиянию на императрицу его жены Мавры Егоровны и двоюродного брата Ивана Ивановича Шувалова , он пользовался неограниченной властью во все царствование Елизаветы Петровны: без его согласия не решалось важное государственное дело, особенно в области экономического строя и военной организации. В 1753 г. Шувалов представил Сенату учрежденный императрицей проект уничтожения внутренних таможен и застав и повышения, взамен этого дохода, пошлин на привозимые из-за границы товары. Незадолго до смерти Елизаветы Петровны он настаивал на составлении нового Уложения, сообразно с потребностями и обычаями народа, и на всеобщем размежевании земель. Бескорыстным государственным деятелем он не был: много заботился о своих личных интересах, нередко в ущерб и государству, и частным лицам. Ведя роскошную жизнь, оставил долгу в казну более миллиона рублей.
3. Используя дополнительные материалы, составьте распорядок дня одной из российских императриц XVIII в.
Распорядок дня Екатерины Алексеевны.
Кроме крепчайшего утреннего напитка, она любила самостоятельно растапливать камин. С момента подзарядки бодрящим кофе и до 08:00 утра Екатерина II занималась личными делами. В 09:00 начиналась государственная служба, открывавшаяся встречами с министрами. Церемония общения с высшим руководством страны длилась три часа. Ознакомившись с последними новостями и предложениями, полдень Екатерина Великая посвящала своему туалету. Ежедневно она отведывала всего 3-4 блюда, среди которых особенно выделяла вареную говядину, смородиновый конфитюр. За обеденным столом правительница предавалась не только яствам, но и вела задушевные разносторонние беседы. Послеобеденное время Екатерина II могла тратить на приятные ее сердцу занятия. Ежедневно на досуге она предавалась рукоделию. Вечер в Зимнем дворце начинался в 18:00, и в обычные дни ознаменовался какой-нибудь театральной постановкой или званым ужином в кругу друзей Обычно все шумные действия при дворе замирали в 22:00, реже в 23:00, когда Екатерина Великая отправлялась спать
?
4. Используя Интернет и дополнительные материалы, проанализируйте Манифест о вольности дворянства. Опишите его назначение, основной смысл, значение и дайте краткую аннотацию.
МАНИФЕСТ О ВОЛЬНОСТИ ДВОРЯНСТВА - законодательный акт, освободивший дворянство от обязательной гражданской и военной службы и тем самым завершивший формирование в России этого лично свободного сословия. Назначение: для удовлетворения потребностей дворянства. Основной смысл:
? освобождение дворян от обязательной службы
? обязательное обучение дворянских детей
Значение: уничтожил связь между правом владения крепостными душами и государственной службой, окончательно превратив помещичьих крестьян в безраздельную собственность дворянства. Значительное число дворян вышли в отставку и переселились в сельскую местность, что способствовало появлению русской усадебной культуры и формированию особого социального типа сельского помещика. Краткая аннотация: Состоял из преамбулы и 9 статей.
?
5. Подготовьте выступление на тему «Взятки и подношения в системе государственной службы в XVII и XVIII столетиях».
В юридической терминологии 18 века взятки назывались «посулами» (нарушение закона за какую-либо плату). За них виновные подвергались телесным наказаниям. Например, в 1654 году за лихоимство были выпороты кнутом князь Алексей Кропоткин и дьяк Иван Семенов, взявшие деньги и бочку вина с купцов за обещание не отправлять их в Москву, куда они должны были быть переселены по указу царя Алексея Михайловича. При Петре I их били батогами, клеймили, ссылали. Однако их жажда к наживе была неискоренима. По свидетельствам современников, Петр даже грозился издать указ, по которому любой, кто украдет у государства деньги, на которые можно купить веревку, будет повешен. Только при Петре I все «слуги государевы» стали получать фиксированную ежемесячную плату, а взятки (подношения) в любой форме начали считаться преступлением. Лишившись главного и единственного на ту пору средства к существованию, многие чиновники вынуждены были возобновить традицию «кормлений». Во времена дворцовых переворотов «кормления от дел» легализовали. Настоящая борьба со взяточничеством началась при Екатерине II. Еще в начале своего правления столкнувшись с чиновничьим самоуправством, она была возмущена. Она вновь назначила чиновникам жалование, но в этот раз оно выплачивалась вовремя и было намного выше бывшего при Петре. Теперь императрица имела право требовать от чиновников честности и действий согласно букве закона. Однако алчность чиновников была сильнее доводов разума. Так, когда Екатерине II доложили о результатах проверок в судах Белгородской губернии, что выпустила специальный указ, чтобы усовестить продажных судей.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением