Параграф 13 ГДЗ Вигасин Годер 5 класс (История)

Изображение Глава 5Знакомясь с главой, подготовьте сообщения: 1. О том, что способствовало созданию великих держав - Ассирийской, Вавилонской, Персидской (опорные слова: железо,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Вигасин, Годер, Свенцицкая 5 класс, Просвещение:
Глава 5
Знакомясь с главой, подготовьте сообщения:
1. О том, что способствовало созданию великих держав - Ассирийской, Вавилонской, Персидской (опорные слова: железо, конница, осадная техника, международная торговля).
Созданию Ассирийской державы способствовало развитие обработки железа. Железная руда встречается чаще, чем медная, и потому железо значительно дешевле меди и бронзы. Железо тверже бронзы. С помощью железных орудий труда легче было рубить лес, распахивать твёрдые почвы, копать глубокие колодцы. Ассирийцы впервые широко стали использовать конницу. Всадники были вооружены длинными копьями и луками. Ничто не могло остановить ассирийскую армию. Если путь ей преграждала река, воины надували кожаные мешки и на них переправлялись вплавь. Если город имел мощные крепостные сооружения, ассирийцы использовали таран. Воины-силачи раскачивали тяжёлое бревно, подвешенное на кожаных ремнях к деревянной раме. Массивный наконечник бревна, окованный железом, крошил и дробил крепостную стену.
Важную роль в развитии Вавилонского царства сыграли законы Хаммурапи. Также в Вавилоне была развита торговля. Сюда привозили строительный лес и металлы купцы с севера, а вывозили зерно и овечью шерсть. Географическое положение Вавилона было выгодным для торговли.
Персия была большим могущественным царством. Крупнейшие города державы были соединены широкой дорогой, которую называли царской. Население завоёванных стран платило налоги. Египет и Вавилония ежегодно должны были поставлять в царскую казну десятки тонн серебра. Персидская держава поглотила почти все государства, о которых до сих пор шла речь. Недаром она именовалась «царство стран», а её властитель носил пышный титул «великий царь, царь царей».
2. О достижениях культуры древних народов Западной Азии, которые сохраняют значение в наши дни (опорные слова: законы, алфавит, Библия).
Одной из основных заслуг Хаммурапи стало создание первого известного нам единого сборника законов. Законы Хаммурапи были выбиты на большой стеле из чёрного камня. На самой вершине находилось изображение самого царя, которому бог солнца и правды Шамаш вручает право повелевать людьми на земле. По законам царя Хаммурапи, судьи должны были разбирать споры между людьми. И жители Вавилона знали, что за нарушение законов их постигнет суровое наказание. В надписи на камне царь угрожает будущим правителям, которые посмеют выскоблить или изменить законы. Боги тогда нашлют на всю страну врагов, голод и потоп, и заразные болезни. Ведь царские законы — это воля богов. Порою судьям приходилось прямо спрашивать у богов, как решить то или иное дело. Ведь не всегда удавалось найти свидетелей преступления. Обвиняемого тогда вели к реке и заставляли погрузиться в воду. Если он тонул, значит, бог реки забрал его к себе как виноватого. Если же ему удавалось выплыть, то он чист перед богами и невиновен.
Первый алфавит появился в Финикии. В Финикии около трёх тысяч лет назад придумали более простое письмо. В нём не было таких значков, которые выражали бы целое слово. Каждый значок соответствовал отдельному звуку и был буквой. Поэтому и запомнить все значки было легче, чем сотни иероглифов, — букв было всего двадцать две. Но для гласных звуков финикийцы букв не изобрели. Финикийский алфавит ещё в древности заимствовали греки. Но они изменили его и впервые стали обозначать буквами не только согласные, но и гласные звуки. Некоторыми буквами, у финикийцев выражавшими согласные, в греческой письменности стали передавать гласные. Сами названия греческих букв тоже взяты у финикийцев: финикийская буква «алеф» — греческая «альфа» (а), финикийская «бет» — греческая «бета» (р). От финикийского и греческого алфавитов произошли почти все алфавиты в мире, в том числе и наша азбука.
Библия появилась у древних евреев. Во главе еврейских племён стояли старейшины. Они бережно хранили в памяти предания о прошлом своего народа. Такие предания передавались из поколения в поколение, а впоследствии вошли в Библию. Первая, наиболее древняя часть Библии называется Ветхий Завет. Эта часть Библии содержит еврейские мифы и предания. Ветхий Завет стал священной книгой не только в религии евреев — иудаизме, но и у тех народов, среди которых позднее распространилась христианская религия. Ветхий Завет содержит не только рассказы о старине, но и размышления мудрецов, запись древних законов и обычаев. Когда-то евреи, так же как египтяне и вавилоняне, поклонялись многим богам. Но с течением времени они пришли к единобожию, стали почитать одного Бога — Яхве.

§13. Древнее Двуречье
Объясните значение слов: шумеры, клинопись, глиняная табличка, «отец школы», «сыновья школы».
Шумеры - древним народом, создавшим первые государства в Двуречье.
Клинопись - особое письмо в Двуречье с использованием клинообразный значков.
Глиняная табличка - табличка из глины, покрытая значками в виде клинышков.
“Отец школы” - человек, который стоял во главе школы.
“Сыновья школы” - ученики школы.
Проверьте себя.
1. Кому принадлежат имена Шамаш, Син, Эа, Иштар?
Данные имена принадлежат богам междуречья. Покровителями разных городов были разные боги. одном городе это был бог Солнца Шамаш, в другом — бог Луны Син. Все почитали бога воды Эа — ведь он питает влагой поля, дарит людям хлеб и жизнь. К богине плодородия и любви Иштар люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и о рождении детей.
2. Что общего в природных условиях Египта и Двуречья? В чём различия?
Так же как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой тёплой стране. Но разливы рек проходили бурно: порой потоки воды обрушивались на селения и пастбища, снося и жилища, и загоны для скота. Приходилось строить насыпи по берегам, чтобы наводнением не смыло посевы на полях. Для орошения полей и садов рыли каналы. Государства возникли здесь приблизительно в то же время, что и в долине Нила, — более пяти тысяч лет назад.
3. Для чего в Южном Двуречье возводились ступенчатые башни?
Ступенчатые башни были символом величия богов и их недостижимости. Только жрецам было позволено подниматься на вершину башни — в святилище. Те, кто оставался у подножия, верили, что жрецы там беседуют с богами. На этих башнях жрецы вели наблюдения за движением небесных богов: Солнца и Луны. Таким образом, ступенчатые башни были символом священности.
4. Почему в клинописи гораздо больше знаков, чем в нашей азбуке букв?
Каждый знак в клинописи происходит из рисунка и часто обозначает целое слово, например: звезда, нога, плуг. Но многие знаки, выражающие короткие односложные слова, употреблялись и для передачи сочетания звуков или слогов. Например, слово «гора» звучало как «кур» и значок «гора» обозначал также слог «кур» — как в наших ребусах. Таким образом, знакову в клинописи было очень много, потому что они означали слова, которых гораздо больше букв в азбуке.
Опишите рисунки нашего времени:
1. «Посёлок шумеров» (см. с. 66) — по плану: 1) река, каналы, растительность; 2) хижины и загоны для скота; 3) главные занятия; 4) колёсная повозка.
Поселок располагался недалеко от реки, на берегу. От реки были прорыты каналы для орошения полей. Растительность представлена пальмами, южными растениями и кустарниками. Гор и пустынь нет. Хижины у шумеров невысокие, белые и сделаны из глины. Сверху накрыты соломой. Загоны для скота также были сделаны из глины, сверху обтянутой соломой. Они были в форме полусферы. Главными занятиями шумеров был выпас скота (скотоводство), земледелие (распашка земли). Также мы можем видеть женщин, которые несут что-то на голове (возможно, они несут что-то на продажу или домой. На заднем плане можно увидеть лодочников. Вероятно они поплыли в другой город. Также мужчина на рисунке сидит в колесной повозке, в которую запряжены ослы. Он держит в руках кнут для управления ослами. Повозка состоит из колес, деревянного ящика и ослов.
2. «Школа в Двуречье» (см. с. 68) — по плану: 1) ученики; 2) учитель; 3) работник, разминающий глину.
На рисунке мы видим 7 учеников. Они держат в руках глиняные таблички, на которых пишут палочками. некоторые из них сидят, а некоторые стоят. Все ученики внимательно слушают учителя и носят одинаковые белые повязки. Учитель гораздо старше учеников. Он сидит на стуле и что-то им объясняет. Он одет в голубое платье. Учитель уже довольно старый - у него длинная седая борода. Работник, разминающий глину, сидит на полу. Он старательно разминает глину для того, чтобы ученики могли на ней писать. Работник одет бедно, на нем серые грязные штаны.
Подумайте.
Почему в Южном Двуречье богатые люди указывали в завещании среди прочего имущества деревянную табуретку и дверь?
В Южном Двуречье нет ни гор, ни лесов, а значит, не могло быть строительства из камня и дерева. Дворцы, храмы, жилые дома — всё здесь сооружали из больших глиняных кирпичей. Дерево было дорого — деревянные двери имелись лишь в богатых домах, в бедных вход закрывали циновкой. Таким образом, данные предметы передавались по наследству, потому что дерево было редкостью и стоило очень дорого.
Познакомьтесь с документами — отрывком из сказания о Гильгамеше и мифом о потопе (см. с. 69, 70). Почему именно в Двуречье возник миф о потопе?
Именно в Двуречье возник миф о потопе, потому что данная страна находилась между двух полноводных рек - Тигром и Евфратом. Эти реки в определенный период времени разливались, что могло приводить к затоплениям.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением