Упр.124 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 8 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 1. Прочитайте отрывок из рассказа Надежды Александровны Тэффи «Нигде». О чём этот текст? Что хотел донести до нас автор? Найдите предложение, в котором заключена...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 8 класс, Русское слово:
1. Прочитайте отрывок из рассказа Надежды Александровны Тэффи «Нигде». О чём этот текст? Что хотел донести до нас автор? Найдите предложение, в котором заключена основная мысль.
Отрывок из рассказа Надежды Александровны Тэффи «Нигде» о душевных исканиях героя, который пошёл в горы за новыми впечатлениями и нашёл их там.
Основная мысль заключена в предложении: «Здесь всё, что было в моей жизни исканием, жаждой, томлением, всё, что было красотой несовершенной, только манящей и обещающей, - всё было завершено и поднято во всей страшной славе своей».

- Я был каким-то фантазёром. Душа была неспокойная, точно дрожала от нетерпения. И всё я искал чего-то. И всё было не то и не то. И для меня как-то подходило лезть на горы. Кто делал горные экскурсии, тот знает, что нигде на земле не найдётся таких быстрых смен впечатлений. На каждом подъёме, на каждом повороте новое. Так, каждый шаг — не просто передвижение, а искание, и достижение, и путь к цели неведомой. Так, по крайней мере, чувствуется, пока идёшь.
Пошёл я в горы с одним местным жителем. Звали его Пьер.
Подъём был нетрудный и недолгий, мы шли разговаривая, потом Пьер отстал. Я шёл, задумавшись, повернул налево,к краю пропасти, поднял голову и замер. То, что я увидел, пронзило меня до крика. Как расскажу я? Ну, вот как: передо мной две скалы - Бланшар и Граммон - соединялись, образуя огромную арку, ворота в небо. И там, через раскалённый янтарь заката, пылала невиданная, какая-то восторженная заря. И из неё, устремляя путь в триумфальную арку, летела, мчалась колесница, квадрига. Через золотые волны облаков. И перед ней, указывая ей путь, гремел пурпурный луч, как труба архангела над разбушевавшимся морем оркестра.
Мне трудно рассказать. Здесь всё, что было в моей жизни исканием, жаждой, томлением, всё, что было красотой несовершенной, только манящей и обещающей, — всё было завершено и поднято во всей страшной славе своей. И вынести это человеческой душе было невозможно.

2. Выпишите слова с приставками раз- и рас-. Приставки выделите. Какому правилу написания они подчиняются?
Разговаривая, расскажу, раскалённый, разбушевавшимся, рассказать
Приставки на «-з/-с» пишутся с буквой «з» перед гласными и звонкими согласными и с буквой «с» перед глухими согласными.

3. Найдите и выпишите слова с -нн-. Какой частью речи являются эти слова? Объясните их написание. Составьте с этими словами словосочетания.
Раскалённый (прич. сов. в), невиданная (отглагольное прилаг, искл.), восторженная (прилаг., суф. «-енн-»), несовершенной (прилаг., исключ.).
Раскалённый кирпич, невиданная сила, восторженная толпа, оставаться несовершенной.

4. Выпишите по три-четыре слова с нулевым окончанием и не имеющих окончания, укажите их грамматическое значение.
Был - гл., ед. ч., м. р. смен - сущ., мн. ч., р. п., шаг - сущ., ед. ч., м. р., им. п., замер - гл., ед.ч., м. р.
Нигде – нареч., неизм., задумавшись – дееприч., неизм., устремляя – дееприч., неизм., трудно – нареч., неизм.

5. Выпишите слова с не, укажите часть речи. Объясните их написание.
Неспокойная (прилаг., синонимом без «не» – «беспокойная»); нетерпения (сущ., нет противопост. с союзом «а»); не то и не то (сочетание частицы «не» и указат. мест. в форме ср. р. «то» пишется раздельно); не найдётся («не» с глаголом пишется раздельно); не просто передвижение, а искание (противопост. с союзом «а»); неведомой (прилаг., синоним без «не» – «безвестной»), нетрудный (прилаг., синоним без «не» – «лёгкий»), недолгий (прилаг., синоним без «не» – «быстрый»), невиданная (отглагольное прилаг., синоним без «не» – «удивительная»), несовершенной (прилаг., синоним без «не» – «посредственной») невозможно (синоним без «не» – «трудно»).

6. Найдите и выпишите деепричастия. Дайте полный морфологический разбор двух-трёх деепричастий. Объясните знаки препинания в предложениях с деепричастиями.
Разговаривая, задумавшись, образуя, устремляя, указывая.
На письме деепричастия и деепричастные обороты выделяются запятыми. Не обособляются деепричастия, которые близки по значению к наречию: «Подъём был нетрудный и недолгий, мы шли разговаривая».

7. Какими членами предложения являются в тексте слова разбушевавшимися, несовершенной, манящей, обещающей?
Слово «разбушевавшимися: в тексте является частью сравнительного оборота, который является обстоятельством: гремел (как?) как труба архангела над разбушевавшимся морем.
Слова «несовершенной, манящей, обещающей» в тексте являются определениями: красотой (какой?) несовершенной, манящей и обещающей.

8. Какие выразительные средства языка использовал писатель в этом тексте? Выпишите их, назовите.
Писатель использует следующие выразительные средства в тексте: эпитеты (душа неспокойная; к цели неведомой; подъём трудный и недолгий; огромную арку; раскалённый янтарь; над разбушевавшимся морем; красотой несовершенное, манящей и обещающей), метафоры (раскалённый янтарь заката, золотые волны облаков, гремел пурпурный луч, над морем оркестра) , сравнения (точно дрожала от волнения; шаг - не просто передвижение, а искание, и достижение, и путь; две скалы – ворота в небо; луч, как труба ангела), олицетворения (восторженная заря).

9. Как вы понимаете выражение труба архангела? Где можно встретить это словосочетание?
Труба архангела – крылатые слова, выражение возникло из Апокалипсиса (8-11), в котором рассказывается об ангелах, грозно трубящих в трубы перед Страшным судом. Выражение можно встретить в поэтической речи.

10. В каком значении — прямом или переносном — употреблены сочетания слов гремел луч, золотые волны облаков, над морем оркестра, восторженная заря?
Сочетания слов «гремел луч», «золотые волны облаков», «над морем оркестра», «восторженная заря» употреблены в переносном значении: луч – это поток света, который можно увидеть, но невозможно услышать; волны бывают только на воде; море – это большой водоём, а оркестр – это люди, играющие на музыкальных инструментах; испытывать чувства восторга может человек.

11. Что означает словосочетание триумфальная арка?
Триумфальная арка – архитектурный памятник, монументальное сооружение, представляющее собой архитектурно оформленную арку. Триумфальные арки устраиваются при въезде в города, в перспективе улиц, на мостах, на больших дорогах в честь победителей или в память важных исторических событий. В тексте герой увидел, как «две скалы – Бланшар и Граммон – соединяясь, образовали огромную арку».

12. Какую роль в тексте играют выделенные начала предложений?
Выделенные начала предложений являются стилистической фигурой – анафорой, которая используется в тексте для усиления эмоционального впечатления от увиденной картины.

13. Придумайте и запишите четыре-пять вопросов по теме «Орфография». Подберите к ним ответы и задайте эти вопросы своим одноклассникам.
Вопросы по теме «Орфография».
1) Что такое орфография? (Орфография – это раздел науки о языке, который изучает правила написания слов.)
2) Как пишутся приставки на «з/-с»? (Приставки на «-з (-с)»: «без - (бес-); воз-, вз - (вос-, вс-); из - (ис-); низ - (нис-); чрез - (черес-); раз - (рас-) и роз - (рос-)» пишутся с буквой «з» перед гласными и звонкими согласными и с буквой «с» перед глухими согласными: изукрасить, низвергать — ниспровергать, разбросать — расшвырять.)
3) От чего зависит выбор «не» и «ни» в отрицательных местоимениях и наречиях? (В отрицательных местоимениях и наречиях под ударением пишется «не», в безударном положении – «ни»: не?кого -никого?, не?где - нигде?.)
4) От чего зависит написание личных окончаний глаголов? (Написание личных окончаний глаголов зависит от спряжения, к которому они относятся. Глаголы I спряжения имеют окончания «-у (-ю)», «-ешь (-ёшь)», «-ет (-ём)», «-ем (-ём)», «-ете (-ёте)», «-ут (-ют)»: несу, несёшь, несёт, несём, несёте, несут. Глаголы II спряжения имеют окончания «-у (-ю)», «-ишь», «-ит», «-им», «-ите», «-ат (-ят)»: сижу, сидишь, сидит, сидим, сидите, сидят.).
5) Когда наречия пишутся через дефис? (Наречие пишется через дефис, если:
- образовано повторением одного и того же слова (быстро-быстро), той же основы (крест-накрест) или синонимичных слов (тихо-мирно);
- образовано от прилагательных и местоимений с помощью приставки «по-» и суффикса «-ому», «-ему»,»-и» (по-новому, по-вашему, по-русски).
- образовано от порядкового числительного с помощью приставки «в-» или «во-» и суффикса «-ых» или «-их» (во-вторых, в-пятых;
- образовано с помощью частиц, которые всегда пишутся через дефис: «-то», «-либо», «-нибудь», «кое-», «-таки» (когда-то, как-нибудь, все-таки, кое-где).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением