Упр.120 ГДЗ Рыбченкова Александрова 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 120  Запишите, расставляя пропущенные знаки препинания, под цифрой 1 сложносочинённые предложения с соединительными союзами, под цифрой 2 — с противительными союзами,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Загоровская 9 класс, Просвещение:
120 Запишите, расставляя пропущенные знаки препинания, под цифрой 1 сложносочинённые предложения с соединительными союзами, под цифрой 2 — с противительными союзами, под цифрой 3 — с разделительными.
Сложносочинённые предложения с соединительными союзами:
1. Потёмки, (запятой выделяется вводный оборот) между тем, (запятой выделяется вводный оборот) всё более сгущались, (запятая разделяет простые предложения в составе сложного) и предметы теряли свои контуры.
7. После таких дождей вдруг вымётывала в пояс луговая овсяница, (запятая между однородными сказуемыми) укрывала собой клевера, (запятая между однородными дополнениями) белые кашки, (запятая между однородными дополнениями) жёлтые подмаренники, (запятая между однородными сказуемыми) выколашивалась над пестротравьем, (запятая разделяет простые предложения в составе сложного) и луга одевались нежной фиолетовой дымкой.

Сложносочинённые предложения с противительными союзами:
2. Берёзы всё ещё горели, (запятая разделяет простые предложения в составе сложного) но и они осыпались, тихо сквозь сон роняя последние листья…
4. Он принялся работать, (запятая разделяет простые предложения в составе сложного) а ленивые, домашние мысли ещё долго бродили в его голове.
5. Я проснулся, (запятая разделяет простые предложения в составе сложного) да лень одолела.
6. За окном гудело, (запятая между однородными сказуемыми) скрипело, (запятая между однородными сказуемыми) завывало, (запятая разделяет простые предложения в составе сложного) а спальня была укутана уютом и тишиной.

Сложносочинённые предложения с разделительными союзами:
3. Вечерами мы играли в тихие игры или отец читал нам что-нибудь, (запятой выделяется деепричастный оборот) вооружившись старой тяжёлой лупой.

8. Не то Шамет видел эту выкованную из почернелого золота грубую розу, (запятой выделяется причастный оборот) подвешенную к распятью в доме старой рыбачки, (запятая разделяет простые предложения в составе сложного) не то он слышал рассказы об этой розе от окружающих.

Синтаксический разбор:
1)Потёмки, между тем, всё более сгущались, 2)и предметы теряли свои контуры.
(1-е предложение: (что?) потёмки; потёмки (что делали?) сгущались; сгущались (насколько?) всё более;
2-е предложение: (что?) предметы; предметы (что делали?) теряли; теряли (что?) контуры; контуры (чьи?) свои).
Повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоящее из двух частей, соединённых между собой сочинительным союзом и; союз и - соединительный, выражает отношения причины и следствия.
1-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, осложнено вводным оборотом, полное; грамматическая основа: потёмки сгущались;
2-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное; грамматическая основа: предметы теряли.
[-, ВО, =]1), и [- =]2).

1)После таких дождей вдруг вымётывала в пояс луговая овсяница, укрывала собой клевера, белые кашки, жёлтые подмаренники, выколашивалась над пестротравьем, 2)и луга одевались нежной фиолетовой дымкой.
(1-е предложение: (что?) луговая овсяница; луговая овсяница (что делала?) вымётывала, укрывала, выколашивалась; вымётывала (когда?) после таких дождей; вымётывала (как?) вдруг; вымётывала (насколько?) в пояс; укрывала (чем?) собой; укрывала (что?) клевера, подмаренники, кашки; кашки (какие?) белые; подмаренники (какие?) жёлтые; выколашивалась (где?) над пестротравьем;
2-е предложение: (что?) луга; луга (что делали?) одевались; одевались (чем?) дымкой; дымкой (какой?) нежной; дымкой (какой?) фиолетовой).
Повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоящее из двух частей, соединённых между собой сочинительным союзом и; союз и - соединительный, смысловые отношения - последовательные.
1-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными дополнения и сказуемыми, полное; грамматическая основа: луговая овсяница вымётывала, укрывала, выколашивалась;
2-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное; грамматическая основа: луга одевались.
[= -, = 0, 0, 0, =]1), [- =]2).

1)Берёзы всё ещё горели, 2)но и они осыпались, тихо сквозь сон роняя последние листья…
(1-е предложение: (что?) берёзы; берёзы (что делали?) горели; горели (когда?) всё ещё;
2-е предложение: (что?) они; они (что делали?) осыпались; осыпались (что делая?) тихо сквозь сон роняя последние листья).
Повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоящее из двух частей, соединённых между собой сочинительным союзом но; союз но - противительный, выражает отношения сопоставления.
1-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное; грамматическая основа: берёзы горели;
2-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, осложнено деепричастным оборотом, полное; грамматическая основа: они осыпались.
[- =]1), но [- =, |-.-.-|]2).

1)Он принялся работать, 2)а ленивые, домашние мысли ещё долго бродили в его голове.
(1-е предложение: (кто?) он; он (что сделал?) принялся работать;
2-е предложение: (что?) мысли; мысли (что делали?) бродили; мысли (какие?) ленивые, домашние; бродили (сколько?) ещё долго; бродили (где?) в голове; в голове (чьей?) его).
Повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоящее из двух частей, соединённых между собой сочинительным союзом а; союз а - противительный, выражает отношения противопоставления.
1-е предложение: простое, двусоставное, нераспространённое, неосложнённое, полное; грамматическая основа: он принялся работать;
2-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными определениями, полное; грамматическая основа: мысли бродили.
[- =]1), а [0, 0 - =]2).

1)Я проснулся, 2)да лень одолела.
(1-е предложение: (кто?) я; я (что сделал?) проснулся;
2-е предложение: (что?) лень; лень (что сделала?) одолела).
Повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоящее из двух частей, соединённых между собой сочинительным союзом да; союз да - противительный, выражает отношения противопоставления.
1-е предложение: простое, двусоставное, нераспространённое, неосложнённое, полное; грамматическая основа: я проснулся;
2-е предложение: простое, двусоставное, нераспространённое, неосложнённое, полное; грамматическая основа: лень одолела.
[- =]1), да [- =]2).

1)За окном гудело, скрипело, завывало, 2)а спальня была укутана уютом и тишиной.
(1-е предложение: (что делало?) гудело, скрипело, завывало; гудело, скрипело, завывало (где?) за окном;
2-е предложение: (что?) спальня; спальня (была какова?) была укутана; была укутана (чем?) уютом и тишиной).
Повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоящее из двух частей, соединённых между собой сочинительным союзом а; союз а - противительный, выражает отношения противопоставления.
1-е предложение: простое, односоставное, безличное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми, полное; грамматическая основа: гудело, скрипело, завывало;
2-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными дополнениями, полное; грамматическая основа: спальня была укутана.
[=, =, =]1), а [- = 0 и 0]2).

1)Вечерами мы играли в тихие игры 2)или отец читал нам что-нибудь, вооружившись старой тяжёлой лупой.
(1-е предложение: (кто?) мы; мы (что делали?) играли; (играли (когда?) вечерами; играли (во что?) в игры; в игры (какие?) тихие;
2-е предложение: (кто?) отец; отец (что делал?) читал; читал (кому?) нам; читал (что?) что-нибудь; читал (что делая?) вооружившись старой тяжёлой лупой).
Повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоящее из двух частей, соединённых между собой сочинительным союзом или; союз или - разделительный, выражает отношения взаимоисключения. Запятая между частями сложносочинённого предложения не ставится, так как обе части имеют общий второстепенный член - обстоятельство вечерами.
1-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное; грамматическая основа: мы играли;
2-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, осложнено деепричастным оборотом, полное; грамматическая основа: отец читал.
[- =]1) или [- =, |-.-.-|]2).

1)Не то Шамет видел эту выкованную из почернелого золота грубую розу, подвешенную к распятью в доме старой рыбачки, 2)не то он слышал рассказы об этой розе от окружающих.

(1-е предложение: (кто?) Шамет; Шамет (что делал?) видел; видел (что?) розу; розу (какую?) эту; розу (какую?) выкованную из почернелого золота; розу (какую?) грубую; розу (какую?) подвешенную к распятью в доме старой рыбачки;
2-е предложение: (кто?) он; он (что делал?) слышал; слышал (что?) рассказы; рассказы (о чём?) о розе; о розе (какой?) этой; слышал (от кого?) от окружающих).
Повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоящее из двух частей, соединённых между собой сочинительным союзом не то… не то; союз не то… не то - разделительный, выражает отношения взаимоисключения.
1-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, осложнено причастными оборотами, полное; грамматическая основа: Шамет видел;
2-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное; грамматическая основа: он слышал.
Не то [- = |?| ОС, |?|]1), не то [- =]2).

Лексический разбор
Сгущаться
1. Многозначное слово.
Сгущаться - 1. Становиться густым или более густым. 2. Становиться более плотным, тёмным или менее проницаемым (для глаз, свет). 3. Сосредотачиваться, собираться где-либо. 4. (перен.) становиться запутаннее, непонятнее.
2. Употреблено в прямом значении: «становиться более плотным, тёмным или менее проницаемым (для глаз, света).
3. Синонимы: густеть, уплотняться.
4. Антоним: рассеиваться.
5. Исконно русское.
6. Относится к нейтральной лексике.
7. Не является устаревшим.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением