Упр.118 ГДЗ Бархударов 8 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2020)
Решение #3 (Учебник 2020)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Бархударов, Крючков, Максимов 8 класс, Просвещение:
I Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений. В какой грамматической форме употреблены глаголы? Подберите синонимы к выделенным словам.
1) Лисица вид..т сыр Лисицу сыр пл..нил. (И. Крылов) 2) С разбором выб..рай друзей. Когда корысть себя личиной дружбы кро..т она себе лишь яму ро..т. (И. Крылов) 3) За облака Орёл (на)верх Кавказских гор поднялся. (И. Крылов) 4) Мы басней (н..)кого обид..ть (н..)хотели. (И. Крылов) 5) Чуден Днепр при тихой погоде когда мчит сквозь л..са и горы полные воды свои. (Н. Гоголь) 6) (Н..)л..нитесь к письмецу пр..писать что надо. (А. Твардовский) 7) Молчалин вам наскучил(бы) едва(ли) когда(б) сошлись короче с ним. (А. Грибоедов)
Лисица видит (ІІ спр. наст. вр., изъявит. накл.) сыр. Лисицу сыр пленил (плен; пр. вр., изъявит. накл.). С разбором выбирай (повелит. накл.) друзей. Когда корысть себя личиной дружбы кроет (І спр. наст. вр., изъявит. накл.), она себе лишь яму роет (І спр. наст. вр., изъявит. накл.). За облака Орёл на верх (сущ. с предлогом) Кавказских гор поднялся (пр. вр., изъявит. накл.). Мы басней никого (отрицательное местоимение) обидеть не (НЕ с глаголом раздельно) хотели (обидеть – неопр. форма, не хотели – пр. вр., изъявит. накл.). Чуден Днепр при тихой погоде, когда мчит (наст. вр., изъявит. накл.) сквозь леса (лес) и горы полные воды свои. Не ленитесь (НЕ с глаголом; лень; повелит. накл.) к письмецу приписать (неполнота действия; неопр. форма), что надо. Молчалин вам наскучил бы (частица; условное накл.) едва ли (частица), когда б (частица) сошлись (условное накл.) короче с ним.
Корысть – расчётливость, жадность, алчность.
Личина – облик, маска.
II. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя пропущенные знаки препинания. Охарактеризуйте предложения по цели высказывания. В каких предложениях говорящий рассматривает сообщение как реальный факт, в каких — как желательный или возможный? Выполните синтаксический анализ выделенных предложений (см. образец на с. 69).
Хороши эти полные летней прелести августовские дни | Нет зноя (не)палит жара лиш(?) нежно ласкают на прощ..ние лучи тёплого со(?)нца | А зори уже посвежели і От рек и б..лот тян..т сырым (не)проше(н, нн)ым холодом | В тени до (полу)дня (не)просыхает р..са | <...>
Душа радуе(т, ть)ся л..сному ур..жаю (не)сея(н, нн)ому (недолитому руками I Только (н..)л..нись раньше вставай ног (не)ж..лей на зиму впрок прип..сай | И грибникам в августе дома (не)сиди(т, ть)ся по ночам (не)спи(т, ть)ся | <...> (За)темно до ра(с, сс)вета по звёздам каждый норовит первым вторгну (т, ть)ся в грибные места | Замечай: где мухоморы и муравейники там и белые |
(Д. Зуев. «По грибы»)
Хороши эти полные летней прелести августовские дни! (Повествовательное, реальный факт)
Нет зноя, не палит (НЕ с глаголом) жара, лишь (наречие) нежно ласкают на прощание (ЩА с А) лучи тёплого солнца (солнышко).
(Повествовательное, реальный факт)
А зори уже посвежели (свежесть). От рек и болот (запомнить) тянет (І спр.) сырым непрошеным (нет приставки и зависимого слова) холодом. (Повествовательное, реальный факт)
В тени до полудня не просыхает (НЕ с глаголом) роса (росы). (Повествовательное, реальный факт)) <...>
Душа радуется (что делает?) лесному (лес) урожаю (запомнить), не сеянному, не политому (есть зависимое слово) руками. (Повествовательное, реальный факт) Только не ленись (НЕ с глаголом; лень), раньше вставай, ног не жалей (НЕ с глаголом; жалость), на зиму впрок припасай (припасы). (Побудительное, желательный факт)
И грибникам в августе дома не сидится (НЕ с глаголом, что делает?), по ночам не спится (НЕ с глаголом, что делает?). (Повествовательное, реальный факт) <...> Затемно (наречие), до рассвета, по звёздам каждый норовит первым вторгнуться (что сделать?) в грибные места. (Повествовательное, возможный факт) Замечай: где мухоморы и муравейники, там и белые. (Побудительное, возможный факт)
Хороши эти полные летней прелести августовские дни.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, ничем не осложнено).
А зори уже посвежели.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, ничем не осложнено).
Затемно, до рассвета, по звездам каждый норовит первым вторгнуться в грибные места.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено уточняющим обстоятельством места).
Объясните характер интонации в каждом из предложений. Прочитайте данные предложения (тексты) с интонацией, соответствующей авторской идее.
1) Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов)
2) Вижу: кто-то скачет
На лихом коне.
Друг мой, друг далёкий,
Вспомни обо мне! (А. Фет)
3) О море, кого же мне вызвать на бой? (А. К. Толстой)
4) Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои... (Ф. Тютчев)
5) Я всё разглядела сквозь белую ночь. (А. Ахматова)
6) Русь моя, люблю твои берёзы!
С первых лет я с ними жил и рос. (Н. Рубцов)
Выполните упражнение устно, прочитав правило на странице 60.
К № 1. В конце каждой строчки стоит наиболее значимое слово, которое выделяется интонацией. Повышение интонации в конце первого предложения поддерживается восклицательным знаком. После следует пауза, обозначенная многоточием. Два следующих предложения — вопросительные. Их интонация может быть и восходящей, и нисходящей, в зависимости от того, какое слово исполнитель, читатель считает необходимым выделить.
К № 2. Первое, повествовательное, предложение имеет восходяще-нисходящую интонацию. Это сложное предложение, поэтому интонация повышается дважды, смысловое ударение падает на глаголы. Второе предложение, восклицательное, осложнено обращением, которое интонационно подчеркивается (выделяется повторяющееся слово «друг»). Предложение содержит побуждение, просьбу, поэтому выделяется глагол («вспомни»).
К № 3. Вопросительное предложение с обращением требует восходяще-нисходящей интонации.
К № 4. Предложение побудительное, смысловое ударение падает на глаголы, поэтому восходящая интонация к концу предложения переходит в нисходящую, это поддерживается многоточием.
К № 5. Повествовательное предложение имеет восходяще-нисходящую интонацию, логическое ударение на местоимение «всё» объясняется ин версией (необычным порядком слов).
К № 6. Восклицательная интонация диктуется и восклицательным знаком, и обращением, которое выделяется восходящей интонацией (логическое ударение падает на слово «Русь»). Второе предложение имеет восходяще-нисходящую интонацию, так как является повествовательным.
Популярные решебники 8 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением