Упр.117 ГДЗ Александрова Загоровская 7 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 117.	1) Прочитайте два фрагмента из произведения В. П. Аксёнова «Звёздный билет». В каждом из них описана ситуация, когда один из героев делает другому комплимент. Что...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Богданов 7 класс, Просвещение:
117.
1) Прочитайте два фрагмента из произведения В. П. Аксёнова «Звёздный билет». В каждом из них описана ситуация, когда один из героев делает другому комплимент. Что становится поводом для комплимента в каждом случае?
Ситуация 1. Выпускники школы решают уехать после школы. Они планируют, как будут жить в суровых условиях, питаться только рыбой... Галя, мечтавшая стать актрисой, просит взять её с собой.
— Хочу в суровые условия, — шепчет Галка, — в палатку. Рыбой питаться хочу! Мне надоело здесь... < ... >
— Ладно, — говорит Димка, — берём тебя с собой. Только не хныкать потом. А в театральный ты всё-таки поступишь. В Ленинграде. В конце концов, театральный — это не медицинский. Готовиться особенно не нужно. Глазки, фигурка — это у тебя есть. Вполне достаточно для поступления.
— Смотрите, он сделал мне комплимент! — восклицает Галя. — Слышите, ребята, Димка сделал мне комплимент! Спасибо тебе, суровый Дима.
Ситуация 2. Братья разговаривают о плане путешествия.
— План в общих чертах такой, — говорит Димка. — Сначала мы едем на Рижское взморье. Отдохнём там немного... а потом двинемся пешком по побережью в Ленинград. По дороге наймёмся поработать в какой-нибудь рыболовецкий колхоз. Мне один малый говорил, что там можно заработать кучу денег. А потом дальше. Посмотрим Таллин и к августу будем в Ленинграде. Там отдадим Галку в театральный институт, а сами...
— А сами?
— А сами составим новый план.
— Отличный у вас план, — говорю я, — точный, детальный, всё в нём предусмотрено. Кончаются деньги, появляется рыболовецкий колхоз. Вы забрасываете невод и вытаскиваете золотую рыбку. Чего тебе надобно, Димче? Прекрасный план!
В первом случае, когда Дима говорит Галине, что «глаза, фигура» — этого достаточно для поступления в театральный институт, его слова можно воспринять как полунасмешку. Он подчёркивает, что профессия актрисы, по его мнению, не требует серьёзной подготовки, и достаточно внешних данных. Галя, однако, воспринимает его слова буквально и с радостью, видя в них настоящий комплимент. Ирония здесь позволяет Диме легко поддержать разговор, сохраняя шутливый тон.
Во втором случае, комплимент относится к плану путешествия, предложенному Димой. Реплика о «точности, детальности» плана и о «золотой рыбке», которая должна решить все проблемы, явно сказана с доброй насмешкой. Героиня подчёркивает гиперболу, заложенную в плане, но при этом одобряет смелость и фантазию Димы.
2) Как вы считаете, почему в каждом случае мы ощущаем ироничное отношение героев, произносящих комплимент? Подтвердите свои слова примерами из текстов.
В обоих случаях ирония в комплиментах героев ощущается благодаря их тону и выбору слов, которые подчёркивают несерьёзность или скрытую насмешку.
В первом фрагменте Дима говорит Галине, что у неё есть «глаза, фигура», и этого «достаточно для поступления» в театральный институт. Его слова звучат как своеобразная гипербола, предполагающая, что профессия актрисы не требует усилий, а внешность играет главную роль. Такой комплимент подаётся с лёгкой насмешкой, поскольку Дима не считает, что Галя всерьёз готова к актёрской карьере, а сама ситуация подчёркивает отсутствие серьёзной подготовки к выбранной профессии.
Во втором фрагменте комплимент, связанный с планом Димы, звучит с доброй насмешкой. Когда героиня называет его план «точным, детальным» и упоминает «золотую рыбку», которая должна решить все проблемы, это явно подчёркивает утопичность и чрезмерный оптимизм предложенного плана. Её слова не столько критикуют, сколько с юмором подмечают его несовершенства и излишнюю смелость.
Ирония в обоих комплиментах позволяет героям выразить свои мысли шутливо и непринуждённо, сохраняя дружелюбие и атмосферу лёгкости в общении.
3) Что бы вы сказали в том случае, если бы хотели сделать комплимент без иронии в каждой из описываемых ситуаций?
Если бы я хотел сделать комплимент без иронии в каждой из описанных ситуаций, то выбрал бы слова, которые выражают искренность и поддержку.
В первой ситуации я бы сказал Галине: «У тебя действительно яркая внешность, и это может стать твоим преимуществом в актёрской профессии. Ты обязательно справишься, если приложишь усилия». Такой комплимент подчеркнул бы её достоинства и внушил уверенность в своих силах.
Во второй ситуации я бы сказал Диме: «Твой план очень продуманный и интересный. Ты умеешь находить нестандартные решения и учитывать все детали. Это здорово, что ты так увлечённо подходишь к делу». Эти слова бы подчеркнули его организаторские способности и творческий подход.
Такие искренние комплименты могли бы поддержать героев, создать атмосферу доверия и поощрить их идеи и стремления.
4) В какое время происходят события, описываемые в первой и второй ситуации? Подтвердите свои догадки примерами из текста.
События, описанные в первой и второй ситуациях, происходят в 1950–1960-е годы. Это подтверждается упоминанием Ленинграда, который в наше время называется Санкт-Петербургом, а также колхоза, характерного для того исторического периода. Упоминание Таллина и Рижского моря также указывает на время, когда Прибалтика была частью СССР.
В первой ситуации выпускники обсуждают планы о поступлении в театральный институт в Ленинграде, что подчёркивает связь с советской эпохой, когда высшее образование было особенно престижным. Во второй ситуации герои планируют путешествие с заездом в колхоз, где можно заработать деньги, что тоже характерно для 1950–1960-х годов, когда колхозы играли важную роль в жизни страны. Всё это указывает на события, разворачивающиеся в эпоху послевоенного восстановления, связанного с активным строительством и развитием.
5) Какая ныне устаревшая форма обращения используется во второй ситуации? С какой целью автор напоминает о сказке А. С. Пушкина?
Во второй ситуации используется устаревшая форма обращения «чего тебе надобно, Димче?», напоминающая фразу из «Сказки о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина: «Чего тебе надобно, старче?». Эта форма обращения подчёркивает ироничный и шутливый тон диалога. Автор специально напоминает о сказке, чтобы провести параллель между персонажами рассказа и героями сказки.
Димка, планируя путешествие и обсуждая заработок в рыболовецком колхозе, становится похож на сказочного старика, а его мечты о лёгкой добыче — на желание поймать «золотую рыбку». Таким образом, упоминание о сказке добавляет тексту символизма и подчёркивает наивность и оптимизм героев, мечтающих о лучшей жизни, но ещё не понимающих всей сложности реального мира.
6) Часто ли вы говорите комплименты друзьям, близким? Что для вас может стать поводом для комплимента?
Я стараюсь часто говорить комплименты друзьям и близким, потому что считаю, что искренние слова поддержки и похвалы делают отношения теплее и укрепляют доверие. Поводом для комплимента может стать что угодно: хороший поступок, красивая внешность, новый наряд, успехи в учёбе или работе. Например, если мой друг отлично справился с каким-то трудным заданием, я обязательно скажу, что горжусь им. Комплименты — это простой и приятный способ показать человеку, что его ценят и замечают его старания.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением