Упр.112 ГДЗ Александрова Загоровская 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 112. 1) Прочитайте фрагмент статьи учёного-лингвиста Б. Ю. Нормана. Какие факторы, по мнению автора, способствуют закреплению новых слов в языке?По мнению автора,...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Богданов 9 класс, Просвещение:
112. 1) Прочитайте фрагмент статьи учёного-лингвиста Б. Ю. Нормана. Какие факторы, по мнению автора, способствуют закреплению новых слов в языке?
По мнению автора, закреплению новых слов в языке способствуют такие факторы, как общественная необходимость, участие соответствующего понятия в жизни общества, а также словообразовательная и фонетическая удачность.

Слова, томящиеся в приёмной
Начиная с 1971 года специалисты-лексикографы стали издавать особые словари, включающие в себя новую русскую лексику: слова, не вошедшие в ранее изданные словари. Фактический материал для таких изданий собирался более всего по текстам периодики. Как известно, из всех печатных изданий газеты и журналы наиболее чувствительны к словесным новшествам.
Раскроем вторую книгу из этой серии: «Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 70-х годов» (под редакцией Н. 3. Котеловой. — М., 1984). В ней — около пяти с половиной тысяч новых (на тот момент) слов и значений.
Понятно, что прошедшие с тех пор четыре десятилетия — достаточный срок, чтобы наш лексикон сильно изменился. Возьмём для примера названия, начинающиеся на букву а. Многие из них, включённые в упомянутое издание, сегодня — наши хорошие знакомые, например: абсурд (театр абсурда), аварийка, авиадиспетчер, авиакатастрофа, авиасалон, автовладелец, автозаправка, автомеханик, автоответчик, автошкола, агрогородок, агропромышленный, акселерат, аллергик, анальгетик, антикризисный, антистатик, афро-азиатский и др. И хотя мой компьютерный редактор в WORD’e некоторые из них всё же подчёркивает, следует признать, что за неполные полвека эти слова перешли из «приёмного покоя» языка в его «палаты».
Но многие из возникших (и зафиксированных лексикографами) слов так и не стали для нас привычными. Они по-прежнему томятся в «зале ожидания», а то и вовсе канули в небытие.
Среди них, на ту же букву а, находим в словаре автобиографизму автокарандашу автолетучка, автопокрывало, адвокатес-сау антиработау атомка, аэровит... Есть в этом списке и аббревиатуры-однодневки, вроде АСПР или АТЭПу и экзотизмы типа айваНу альмики, арроба...
От чего же зависит судьба нового названия? Почему какие-то лексические новшества приживаются, а какие-то нет?
Прежде всего тут играет роль общественная необходимость, участие соответствующего понятия в жизни общества. По мере того как в наш быт входят такие предметы, как домофон или автоответчик, становится очевидна нужность этих названий. Кроме того, на судьбу слова влияет и его словообразовательная и фонетическая удачность. Когда появились мобильные телефоны, то какое-то время в обращении были разные названия этих предметов: мобильный (сотовый) телефону труба, трубкву мобила, ручник, сотовиКу сотик и др. И понадобилось несколько лет, чтобы слово мобильник вытеснило своих конкурентов. Сейчас, впрочем, на смену мобильникам приходят смартфоны у а йфоны и т.п.

2) Прочитайте текст выразительно.

3) Какое средство выразительности использовано в заголовке? С какой целью автор использует этот троп?
В заголовке автор использовал олицетворение с целью привлечения внимания к статье.

4) К какому стилю принадлежит текст? Обоснуйте ответ.
Стиль речи: научно-популярный (комбинация публицистического и научного стиля). Используются как характерные для научного стиля термины (лексикограф, экзотизм и др.), так и некоторые языковые средства, характерные для публицистики (средства выразительности, вопросно-ответная форма изложения и др.).

5) Как вы понимаете выражение «словообразовательная и фонетическая удачность»?
Словообразовательная и фонетическая удачность – вариант слова, который имеет наиболее удачный состав и произношение, поэтому употребляется большинством.

6) Составьте и запишите тезисы статьи.
С 1971 года специалисты-лексикографы начали издавать словари новой русской лексики, материалом для которых стали тексты периодики.
Во второй книге из этой серии: «Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 70-х годов» около пяти с половиной тысяч новых (на тот момент) слов и значений, многие из которых сегодня нам хорошо известны.
Но многие из возникших (и зафиксированных лексикографами)
слов так и не стали для нас привычными.
Закреплению новых слов в языке способствуют такие факторы, как общественная необходимость, участие соответствующего понятия в жизни общества, а также словообразовательная и фонетическая удачность.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением