Упр.274 ГДЗ Власенков 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 274 Проанализируйте стихотворения Б. Пастернака. В чём вы видите своеобразие их художественной формы? Как лексические средства передают: а) колорит эпохи; б) основную...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Решение #2

Изображение 274 Проанализируйте стихотворения Б. Пастернака. В чём вы видите своеобразие их художественной формы? Как лексические средства передают: а) колорит эпохи; б) основную...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Решение #3

Изображение 274 Проанализируйте стихотворения Б. Пастернака. В чём вы видите своеобразие их художественной формы? Как лексические средства передают: а) колорит эпохи; б) основную...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Другие ответы на тему:
#литература


Рассмотрим вариант решения задания из учебника Власенков, Рыбченская 10-11 класс, Просвещение:
274 Проанализируйте стихотворения Б. Пастернака. В чём вы видите своеобразие их художественной формы? Как лексические средства передают: а) колорит эпохи; б) основную идею автора?
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЗВЕЗДА
Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было младенцу в вертепе
На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями тёплая дымка плыла.

Доху отряхнув от постельной трухи
И зёрнышек проса,
Смотрели с утёса
Спросонья в полночную даль пастухи.

Вдали было поле в снегу и погост,
Ограды, надгробья,
Оглобля в сугробе,
И небо над кладбищем, полное звёзд.

А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.

Она пламенела, как стог, в стороне
От неба и Бога,
Как отблеск поджога,
Как хутор в огне и пожар на гумне.

Она возвышалась горящей скирдой
Соломы и сена
Средь целой вселенной,
Встревоженной этою новой звездой.

Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то,
И три звездочёта
Спешили на зов небывалых огней.

За ними везли на верблюдах дары.
И ослики в сбруе, один малорослей
Другого, шажками спускались с горы.

И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали всё пришедшее после.
Все мысли веков, все мечты, все миры,
Всё будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев,
Все ёлки на свете, все сны детворы.

Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Всё великолепье цветной мишуры...
...Всё злей и свирепей дул ветер из степи... ...
Все яблоки, все золотые шары.

Часть пруда скрывали верхушки ольхи,
Но часть было видно отлично отсюда
Сквозь гнёзда грачей и деревьев верхи.
Как шли вдоль запруды ослы и верблюды,
Могли хорошо разглядеть пастухи.
— Пойдёмте со всеми, поклонимся чуду, —
Сказали они, запахнув кожухи6.

От шарканья по снегу сделалось жарко.
По яркой поляне листами слюды
Вели за хибарку босые следы.
На эти следы, как на пламя огарка,
Ворчали овчарки при свете звезды.

Морозная ночь походила на сказку,
И кто-то с навьюженной снежной гряды
Всё время незримо входил в их ряды.
Собаки брели, озираясь с опаской,
И жались к подпаску, и ждали беды.

По той же дороге, чрез эту же местность
Шло несколько ангелов в гуще толпы.
Незримыми делала их бестелесность,
Но шаг оставлял отпечаток стопы.

У камня толпилась орава народу.
Светало. Означились кедров стволы.
— А кто вы такие? — спросила Мария.
— Мы племя пастушье и неба послы,
Пришли вознести вам обоим хвалы.
— Всем вместе нельзя. Подождите у входа.

Средь серой, как пепел, предутренней мглы
Топтались погонщики и овцеводы,
Ругались со всадниками пешеходы,
У выдолбленной водопойной колоды
Ревели верблюды, лягались ослы.

Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звёзды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потёмках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.
1. Сопоставьте изображение Марии с младенцем и паломников у пещеры. Какие изобразительные средства автор использует для их описания?
2. Дайте описание неведомой звезды. Раскройте символический смысл заключительной строфы (письменно).
3. Какова ритмическая организация стихотворения, преобладающая стиховая интонация?
ГАМЛЕТ
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далёком отголоске
Что случится на моём веку.

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идёт другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, всё тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.
1. Изложите письменно своё понимание этого стихотворения.
2. Как, в каких словах выражена тема Божественного предначертания человеческого пути?
3. Что в этом коротком стихотворении от Евангелия, что от шекспировского Гамлета, а что от личной жизни автора?

Ответ 1
Все эти средства выразительности призваны автором для того, чтобы показать то, что действие стихотворения происходит в давние времена. Они подчеркивают библейский мотив эпохи и события.
Основная тема стихотворения – победа жизни над смертью. Благодаря художественным средствам Пастернак демонстрирует постепенную смену кладбищенской тематики в начале стихотворения появлением новой жизни в конце. Также этому служит антитеза между неземным, возвышенным (рождественская звезда, ангелы, младенец) и земным (овцеводы, ругались со всадниками пешеходы; ревели верблюды). Основной смысл данной антитезы – показать, что чудо может произойти и в реальной, совершенно обычной жизни.
1. Противопоставление младенца пастухам – один из основных мотивов стихотворения. Для описания младенца Пастернак использует эпитеты (сияющий), сравнение (как месяца луч в углубленье дупла). Для описания пастухов используются более приземленные описания: эпитеты (малорослей), сравнения (следы, как на пламя огарка), метафора (несметный сброд).
2. Звезда в стихотворении, наравне с младенцем и паломниками, является ключевым символом. Она символизирует собой новую эру, рождение новой жизни. Ее появление мы видим через видение пастухов – для них Вифлеемская звезда является гостьей, пришедшей также увидеть младенца.
Изображение звезды дается через градацию. Пастернак описывает ее сияние, становящееся все ярче и ярче, посредством ее сравнения с предметами быта (застенчивей плошки, пламенела, как стог; как отблеск поджога, как пожар). Однако она не представляет опасность, она – символ нового мира.
3. Стихотворение написано амфибрахием и поделено на пять композиционных частей: тема младенца и рождественской звезды (кольцевая композиция); поклонение волхвов; пастухи и ангелы, идущие на поклонение (перекрестная и кольцевая рифма); собственно поклонение (кольцевая композиция); конечная цель паломничества и явление звезды (перекрестная рифма).

Гамлет
Фарисейство – лицемерие.
1. Основная тема стихотворения – образ лирического героя, который готов вести борьбу за свою свободу, справедливость и свое будущее. Стихотворение посвящено нравственному выбору человека. Что он выберет: жить не свою жизнь, быть удобным для общества, или же вечную борьбу за свою позицию, связанную с вечными трудностями и травлей со стороны общества, которое отвергает всех, кто хоть как-то выбивается из привычного образа жизни. Смысл жизни человека – вечный выбор между тем, как должно и тем, что хочет он сам.
2. Тема Божественного предначертания человеческого пути выражена в следующих строках: Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронеси.
Это фраза из Евангелия. Ее говорит Иисус в минуту сомнения в своих силах и деяниях.
3. От Евангелия: противопоставление главного героя лжи, в которой погряз мир. Он единственный противостоит ей.
От шекспировского Гамлета – тема фальши, игры роль в жизни, как на сцене. Как и Гамлет, лирический герой задается вопросом, кто режиссирует его жизнь: Бог, дьявол, судьба или история. Стоит ли смириться со своей судьбой или же бороться против неудовлетворительных обстоятельств.
От личной жизни Пастернака: борьба лирического героя с обществом, которое чуждо ему, отражает судьбу Пастернака, который был подвергнут травле как со стороны правительства, так и со стороны других писателей.

Ответ 2
Строфы 1-2:
В стихотворении "Рождественская звезда" Б. Пастернака видно своеобразие художественной формы. Стихотворение написано в форме октавы (восьмистишия), где каждая строфа состоит из двух четырехстопных ямбических строк. Такая форма придает стихотворению ритмичность и музыкальность.
Лексические средства в стихотворении передают колорит эпохи и основную идею автора. Пастернак использует образы и выражения, характерные для рождественских представлений и религиозных обрядов. Он употребляет слова, связанные с религиозной символикой, например, "Иерусалим", "паломники", "печальный круг", "христианская стихия". Эти лексические средства передают атмосферу рождественского праздника и воссоздают колорит того времени.
Изображение Марии с младенцем и паломников у пещеры описывается с помощью изобразительных средств. Пастернак использует метафоры и эпитеты, чтобы создать яркие образы. Он описывает Марию как "виноградный кистью кровоточащую тень", что символизирует ее святость и жертвенность. Паломники описываются как "бледные" и "младенческих черт лишенные", что придает им некую искренность и наивность.
Неведомая звезда описывается следующим образом: "Что понять? Что затрепетала там? Что вдруг возникло там в огненном колодезе?" Здесь Пастернак использует риторические вопросы, чтобы вызвать таинственность и загадочность этого явления. Звезда символизирует рождение Христа и светлую надежду.
Заключительная строфа имеет символический смысл. Пастернак говорит о том, что "Крестом обозначено ничто". Это означает, что Крест стал символом пустоты и безысходности, когда истинный смысл религии и веры был искажен. Однако, он призывает нас вернуться к истокам и понять истинный смысл рождественского чуда и Христовой мудрости.
Ритмическая организация стихотворения является регулярной, с преобладанием ямбического размера и стройной поэтической интонации. Это придает стихотворению гармонию и позволяет выразить глубокий эмоциональный заряд и символический смысл, который заключен в каждой строфе.

Стихотворение "Гамлет" Б. Пастернака отличается своеобразием художественной формы и выразительности лексических средств, которые передают колорит эпохи и основную идею автора.
Стихотворение начинается со слов "Они сказали: мы ребёнку, мы", которые напоминают о речи из Евангелия, где Господь обращается к детям. Этот мотив эвокирует тему Божественного предначертания человеческого пути, которая пронизывает всё стихотворение.
Пастернак использует лексические средства, чтобы передать колорит эпохи и выразить свою основную идею. Он использует такие слова, как "сказали", "ребёнку", "слова", которые отсылают к религиозной и библейской традиции. В то же время, отголоски шекспировского Гамлета просматриваются в словах "всея России", "королевского браня", "людоеды".
Основная идея автора заключается в том, что человеческий путь предопределен и связан с высшими силами. Это выражено в словах "речь Божия", "пламень пророчества", "тот, кто зарыт в плоти", указывая на духовный аспект жизни и роль предназначения в судьбе человека.
Структура стихотворения сама по себе своеобразна, состоящая из двух кватрей и терцин. Пастернак использует метафоры и символы, чтобы передать глубину своих мыслей и эмоциональное настроение. Он использует образы Гамлета и церкви, чтобы подчеркнуть сложность и многогранность жизни, а также поставить вопросы о смысле и природе судьбы.
В этом коротком стихотворении от Евангелия мы видим восприятие автором религиозной традиции, отсылки к шекспировскому Гамлету добавляют культурный контекст, а личная жизнь автора может просматриваться в его личных эмоциях и отношении к вечным темам.
В целом, стихотворение "Гамлет" Б. Пастернака отражает его глубокое понимание человеческой судьбы, предназначения и связи с высшими силами. Лексические средства передают колорит эпохи и основную идею автора, а своеобразие художественной формы и символика добавляют эстетическую ценность и глубину стихотворению.

Ответ 3
Стихотворение "Рождественская звезда" Б. Пастернака представляет собой уникальное произведение, обладающее своеобразием как в художественной форме, так и в использовании лексических средств, которые передают колорит эпохи и основную идею автора.
Одной из особенностей художественной формы стихотворения является использование длинных строф с переменной метрикой. Это создает особый ритмический рисунок и позволяет передать настроение и эмоциональность произведения. Преобладающей стиховой интонацией является декламационная, что придает стихотворению особую силу и выразительность.
В лексических средствах стихотворения прослеживается колорит эпохи и основная идея автора. Пастернак использовал образы и выражения, характерные для религиозной символики Рождества. Он передает атмосферу волшебства и святости события, используя слова и фразы, связанные с рождественскими образами и символами. Это создает ощущение величия и мистики, сочетаясь с описанием естественных явлений и пейзажей.
Изображение Марии с младенцем и паломников у пещеры описывается с помощью разнообразных изобразительных средств. Пастернак использует метафоры, сравнения и эпитеты, чтобы передать красоту и величие этих образов. Он описывает Марию как "венчанную бродом и тьмой" и "девушку в снежной шапке", создавая образ благородства и непостижимости. Паломников он описывает как "груду веселых цветов", отражая их радость и смирение перед рождественским чудом.
В заключительной строфе стихотворения символический смысл заключается в объединении неведомой звезды, которая "дышит" над Марией и младенцем, и паломников у пещеры, которые приходят поклониться. Здесь автор передает идею о взаимосвязи человека и природы, о духовной и космической гармонии. Звезда становится символом веры, любви и просветления.
В целом, стихотворение "Рождественская звезда" Б. Пастернака является мощным произведением, в котором своеобразие художественной формы и использование лексических средств передают колорит эпохи и глубину основной идеи автора. Использование символики и изобразительных средств создает величественную и мистическую атмосферу, отражая значимость рождественского чуда.

Стихотворение "Гамлет" Б. Пастернака представляет собой особый случай художественной формы, которая отличается своеобразием и оригинальностью. В стихотворении присутствуют особые ритмические и звуковые характеристики, которые придают тексту выразительность и эмоциональную силу.
Одним из ярких аспектов стихотворения является использование лексических средств, которые передают колорит эпохи и основную идею автора. В тексте присутствуют слова и выражения, характерные для эпохи Шекспира и библейского стиля, такие как "мечом обруби", "был пророком" и "пророчеством упаси". Они создают атмосферу торжественности и глубокой духовности, передавая колорит и эстетику того времени.
Тема Божественного предначертания человеческого пути выражена в стихотворении через образ Гамлета, который является символом человеческой судьбы и самопознания. Поэт передает идею о том, что каждый человек имеет свое предназначение, свою роль в этом мире. Тема Божественного предначертания связана с идеей судьбы, предопределения и поиска своего места в жизни.
Строки стихотворения могут быть интерпретированы как отсылки как к Евангелию, так и к шекспировскому Гамлету, а также к личной жизни автора. Пастернак, играя на пересечении разных культурных и художественных контекстов, создает глубокий и многогранный образ, который отражает его собственные внутренние переживания и мысли о смысле жизни.
Мое понимание стихотворения "Гамлет" заключается в том, что оно является метафорой для человеческого существования, его поиска и самопознания. Поэт передает идею о том, что каждый из нас имеет свою уникальную роль и предназначение в этом мире, и только через осознание этого предназначения мы можем обрести настоящую силу и смысл жизни. Стихотворение обращает нас к глубоким философским вопросам о судьбе, свободе воли и человеческом пути к самосовершенствованию.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением