Упр.70 ГДЗ Греков Крючков 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 70. Прочитайте. Укажите устаревшие слова и отметьте их стилистическую роль. Определите, к какому стилю относятся тексты, данные в п. II. Спишите, расставляя недостающие...
Дополнительное изображение

Решение #2

Изображение 70. Прочитайте. Укажите устаревшие слова и отметьте их стилистическую роль. Определите, к какому стилю относятся тексты, данные в п. II. Спишите, расставляя недостающие...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Греков, Крючков, Чешко 10 класс, Просвещение:
70. Прочитайте. Укажите устаревшие слова и отметьте их стилистическую роль. Определите, к какому стилю относятся тексты, данные в п. II. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.
I. 1) Пусть небо зажжётся денницей! (А. Б.) 2) С простёртой дланью вдохновенно Полонский здесь читал стихи. (А. Б.) 3) Принимаю пустынные веси и колодцы земных городов! (А. Б.) 4) Но и под игом тёмных чар ланиты красил ей загар. (А. Б.) 5) В руках — краюха хлеба, уста — вишнёвый сок. (Ес.) 6) Квохчут куры беспокойные над оглоблями сохи. (А. Б.) 7) Есть люди (в последнее время их даже много развелось), которые мёртвыми дланями стучат в мёртвые перси и зияющими впадинами вместо глаз выглядывают окрест: кто не стучит в перси?.. (С.-Щ.)
II. 1) Не одни только дружинники князя Александра Невского но все новгородские люди вышли положить живот свой за русскую землю и встретясь на рыхлом весеннем льду Чудского озера с крестоносцами побили их в сече столь жестокой «что льда на озере стало не видно всё покрылось кровью». (А. Н. Т.) 2) Постель имела беспорядочный вид и свидетельствовала о том что хозяин проводил на ней самые беспокойные часы своей жизни. И давно вы живёте таким анахоретом спросил Остап. (И. и П.)
I.
1. Пусть небо зажжётся денницей!
2. С простёртой дланью, вдохновенно Полонский здесь читал стихи.
3. Принимаю пустынные веси и колодцы земных городов!
4. Но и под игом тёмных чар ланиты красил ей загар.
5. В руках – краюха хлеба, уста – вишнёвый сок.
6. Квохчут куры беспокойные над оглоблями сохи.
7. Есть люди (в последнее время их даже много развелось), которые мёртвыми дланями стучат в мёртвые перси и зияющими впадинами вместо глаз выглядывают окрест: кто не стучит в перси?..
II
1. Не одни только дружинники князя Александра Невского, но все новгородские люди вышли положить живот свой за русскую землю и, встретясь на рыхлом весеннем льду Чудского озера с крестоносцами, побили их в сече столь жестокой, «что льда на озере стало не видно, всё покрылось кровью».
2. Постель имела беспорядочный вид и свидетельствовала о том, что хозяин проводил на ней самые беспокойные часы своей жизни. «И давно вы живёте таким анахоретом?» - спросил Остап.
Анализ стилистической роли устаревших слов
В представленных текстах устаревшие слова выполняют различные стилистические функции.
В первом блоке художественных текстов слова «денницей», «дланью», «веси», «ланиты», «уста», «краюха», «оглобли», «сохи», «перси» используются для создания особой атмосферы. Они придают тексту поэтичность, торжественность или народную окраску, в зависимости от контекста могут создавать как возвышенный, так и сатирический эффект.
Во втором блоке публицистических и художественных текстов слова «дружинники», «положить живот», «сеча», «анахорет» служат для создания исторического колорита и подчёркивания значимости описываемых событий, придают тексту торжественность или книжную окраску.
Основные стилистические функции устаревших слов в данных примерах:
- создание исторического колорита
- придание тексту торжественности и возвышенности
- создание сатирического эффекта
- передача народнопоэтической окраски
- усиление выразительности художественного текста
1.
Стиль текста – художественный с элементами исторического повествования. Признаки стиля:
- торжественность и возвышенность повествования, создаваемая использованием архаизмов («положить живот», «сеча»)
- историческая точность достигается употреблением историзмов («дружинники», «крестоносцы»)
- образная речь проявляется в использовании эпитетов («рыхлый весенний лёд», «жестокая сеча»)
- эмоциональное воздействие создается через описание драматизма события
- стилистическая окраска текста формируется устаревшей формой деепричастия («встретясь»)
- документальная точность в описании места действия (Чудское озеро)
- патриотический пафос выражен через описание самоотверженности новгородских людей
Текст направлен на:
- создание яркого исторического образа
- передачу значимости события
- воздействие на чувства читателя
- воссоздание атмосферы исторического события
Такой стиль позволяет читателю не только получить информацию о событии, но и прочувствовать его масштаб, героизм участников и историческую важность битвы.
2.
Стиль текста – художественный. Признаки стиля:
- повествовательный характер: текст рассказывает о состоянии постели и содержит диалог
- изобразительность проявляется через описание беспорядочного вида постели и беспокойных часов жизни хозяина
- художественные средства выразительности: эпитеты («беспорядочный вид», «беспокойные часы»); архаизм «анахорет», используемый для создания иронического эффекта; прямая речь, передающая живой диалог персонажей
- эмоциональность текста создается через описание внутреннего состояния персонажа (беспокойные часы)
- выразительность достигается использованием стилистически окрашенной лексики
Текст относится к художественному стилю, поскольку:
- его цель не просто передать информацию, а создать художественный образ
- автор стремится воздействовать на чувства и воображение читателя
- в тексте присутствует элемент повествования и диалога
- используются средства художественной выразительности
Особенность данного отрывка заключается в сочетании описательной части с диалоговой, что характерно для художественной литературы и помогает создать живую картину происходящего.
II
1. Не одни только дружинники князя Александра Невского, (запятая между однородными подлежащими, разделёнными при помощи противительного союза но) но все новгородские люди вышли положить живот свой за русскую землю и, (запятой выделяется деепричастный оборот) встретясь на рыхлом весеннем льду Чудского озера с крестоносцами, (запятой выделяется деепричастный оборот) побили их в сече столь жестокой, (запятая разделяет части сложного предложения) «что льда на озере стало не видно, (запятая разделяет части сложного предложения) всё покрылось кровью».
2. Постель имела беспорядочный вид и свидетельствовала о том, (запятая отделяет главное предложение от придаточного) что хозяин проводил на ней самые беспокойные часы своей жизни. «И давно вы живёте таким анахоретом?» - (прямая речь заключается в кавычки; так как предложение вопросительное, то в конце ставится вопросительный знак; перед словами автора после прямой речи ставится тире) спросил Остап.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением