Упр.145 ГДЗ Греков Крючков 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 145. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания. Прочитайте текст, озаглавьте его. Какие типы речи сочетаются в...
Дополнительное изображение

Решение #2

Изображение 145. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания. Прочитайте текст, озаглавьте его. Какие типы речи сочетаются в...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Решение #3

Изображение 145. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания. Прочитайте текст, озаглавьте его. Какие типы речи сочетаются в...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Греков, Крючков, Чешко 10 класс, Просвещение:
145. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания. Прочитайте текст, озаглавьте его. Какие типы речи сочетаются в тексте? Составьте схемы выделенных предложений. Выпишите из текста по два слова: 1) без окончания; 2) с нулевым окончанием. Укажите, к какой части речи они относятся. Подберите синонимы к слову засверкать. Найдите в тексте градацию. Какова её роль?
Путешественники проб..рались сквозь зар..ели наполненные криками птиц и шелестом их крыльев. Тьма радела и (в)дали начали вырисовываться (не)ясные очертания скалистых гор. Небо быстро бл..днело звёзды тускнели таяли на глазах и исчезали.
...Это была ш..рокая д..лина поросшая высокой розовой травой. Линию горизонта закрывала тёмная гр..да леса. Он т..нулся в сторону скал и т..рялся где(то) в предгорьях. Справа д..лина постепенно понижалась и (по)видимому заканчивалась обрывом над рекой. (От)туда отч..тливо дон..сились ш..рох и плеск воды. Однако разгл..деть что происходит там (в)низу было (не)возможно за обрывом огромным м..хнатым облаком в..сел туман.
Но вот небо над д..лёкими горами покраснело накаляясь всё ярче и ярче и стало наконец б..гровым. Вершины гор внезапно ослепительно засверкали и на ДеЛину от гор упали длинные тени. И в свете разгорающегося дня путешественники вдруг увидели: всё что р..стёт на этой пл..не-те удивительно розового цвета. Зачарованные они молча смотрели по сторонам. (По В. Губареву)
Ответ 1
Озаглавьте текст: "Путешествие в неизведанные места."
Типы речи, которые сочетаются в тексте: повествование и описание.
Слова с нулевым окончанием: началась, могло, быстро, горизонта, постепенно, понижалась, плеск, накаляясь, удивительно, молча.
Синонимы к слову "засверкать": мерцать, сверкать, сверкнуть.
Градация: В тексте есть градация по яркости и цветам: "Тьма радела и (в)дали начали вырисовываться (не)ясные очертания скалистых гор." Путешественники наблюдают изменение цвета неба и природы от темного и непонятного в начале до ослепительно светлого и розового в конце. Градация создает впечатление постепенного раскрытия и волшебства неизведанных мест, которые становятся удивительно розовыми. Роль градации заключается в передаче изменения и преобразования окружающей природы и впечатления удивления у путешественников.
Ответ 2
Путешественники пробирались (чередование –бир-/-бер-, после корня стоит суффикс –а-) сквозь заросли, (чередование –раст-/-ращ-/-рос-, перед согласным с пишется гласная о) (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (заросли) наполненные криками птиц и шелестом их крыльев. Тьма редела, (проверочное слово: редкий) (запятая разделяет части сложного предложения) и вдали (начали вырисовываться (где?) вдали; наречия пишутся слитно) начали вырисовываться неясные (можно заменить синонимом: смутные) очертания (проверочное слово: чертит; после шипящих пишется гласная е) скалистых гор. Небо быстро бледнело, (проверочное слово: бледный) (запятая разделяет части сложного предложения) звёзды тускнели, (запятая разделяет части сложного предложения) таяли на глазах и исчезали.
...Это была широкая (проверочное слово: ширь; после шипящих пишется гласная и) долина, (словарное слово) (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (долина) поросшая высокой розой травой. Линию горизонта (словарное слово) закрывала тёмная гряда (проверочное слово: грядка) леса. Он тянулся (проверочное слово: тянет) в сторону скал и терялся (проверочное слово: потеря) где-то (частица то пишется через дефис) в предгорьях. Справа долина (словарное слово) постепенно понижалась (проверочное слово: низкий) и, (запятой выделяется вводное слово) по-видимому, (приставка по- с наречиями на –ому пишется через дефис) (запятой выделяется вводное слово) заканчивалась обрывом над рекой. Оттуда (доносились (откуда?) оттуда; наречия пишутся слитно) отчётливо (в корне слова после шипящих в ударной позиции пишется гласная ё в том случае, если можно подобрать проверочное слово: четка?) доносились (проверочное слово: доносит) шорох (словарное слово) и плеск воды. Однако разглядеть, (проверочное слово: глядя) (запятая отделяет главное предложение от придаточного) что происходит там, (запятой выделяется уточняющее обстоятельство) внизу, (происходит (где?) внизу; наречия места пишутся слитно) (запятой выделяется уточняющее обстоятельство) было невозможно: (можно подобрать синоним: сложно) (двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значением причины) за обрывом огромным мохнатым (проверочное слово: мох) облаком висел (проверочное слово: повис) туман.
Но вот небо над далёкими (проверочное слово: даль) горами покраснело, (запятой выделяется деепричастный оборот) накаляясь (проверочное слово: накал) всё ярче и ярче, (запятой выделяется деепричастный оборот) и стало наконец багровым. (словарное слово) Вершины гор внезапно ослепительно (проверочное слово: слепит) засверкали, (проверочное слово: посверкивать) (запятая разделяет части сложного предложения) и на долину (словарное слово) от гор упали длинные тени. И в свете разгорающегося (чередование –гор-/-гар-, в безударном положении пишется гласная о: разгорающегося) дня путешественники вдруг увидели: всё, (запятая отделяет главное предложение от придаточного) что растёт (чередование –раст-/-ращ-/-рос-, перед сочетанием согласных ст пишется гласная а) на этой планете, (словарное слово) (запятая отделяет главное предложение от придаточного) удивительно (проверочное слово: диво) розового цвета. Зачарованные, (проверочное слово: чары) (запятая отделяет одиночное причастие, которое относится к местоимению (они) они молча смотрели по сторонам.
Названия: «Розовый рассвет на неизвестной планете», «Открытие удивительной долины», «Путешествие к розовым горизонтам», «Загадка розового мира», «Пробуждение планеты», «В долине розового света», «Нежданное открытие».
Тип речи – описание с элементами повествования.
Преобладающий тип речи – описание, так как:
- основная цель текста: создание наглядной картины окружающего пространства
- текст отвечает на вопрос «какой?» (описывает внешний вид долины, гор, неба)
- используются многочисленные прилагательные и существительные для характеристики объектов
- присутствуют детализированные характеристики местности
- есть пространственные маркеры (вдали, справа, наверху)
Элементы повествования проявляются в:
- последовательном развитии событий (от тьмы к рассвету)
- использовании глаголов, передающих динамику изменений
- наличии временной последовательности (тёмное небо > рассвет > появление гор)
В тексте можно выделить:
- описание природы в предрассветный час
- описание открывшейся долины
- описание рассвета и его влияния на пейзаж
- финальное описание необычного явления (розовый цвет растительности)
Таким образом, хотя в тексте есть элементы повествования (последовательность событий), основной тип речи – описание, поскольку главная цель автора – создать у читателя яркое представление о пейзаже и его особенностях.
[Тьма редела]1, и [вдали начали вырисовываться неясные очертания скалистых гор]2.
[- =]1, и [= -]2.
[Вершины гор внезапно ослепительно засверкали]1, и [на долину от гор упали длинные тени]2.
[- =]1, и [= -]2.
1) без окончания:
- вдали (наречие)
- вырисовываться (инфинитив)
- быстро (наречие)
- где-то (наречие)
- справа (наречие)
- постепенно (наречие)
- по-видимому (наречие)
- оттуда (наречие)
- разглядеть (инфинитив)
- внизу (наречие)
- невозможно (наречие)
- ярче (наречие)
- наконец (наречие)
- внезапно (наречие)
- вдруг (наречие)
- удивительно (наречие)
- накаляясь (деепричастие)
2) с нулевым окончанием:
- птиц (существительное в форме множественного числа родительного падежа)
- гор (существительное в форме множественного числа родительного падежа)
- тянулся (глагол в форме прошедшего времени мужского рода)
- скал (существительное в форме множественного числа родительного падежа)
- терялся (глагол в форме прошедшего времени мужского рода)
- шорох (существительное в форме мужского рода именительного падежа 2-го склонения)
- плеск (существительное в форме мужского рода именительного падежа 2-го склонения)
- висел (глагол в форме прошедшего времени мужского рода)
- туман (существительное в форме мужского рода именительного падежа 2-го склонения)
Засверкать – заблестеть, заблистать, засиять, заискриться, засветиться, запылать, загореться, замерцать.
1. Небо быстро бледнело, звёзды тускнели, таяли на глазах и исчезали.
2. Но вот небо над далёкими горами покраснело, накаляясь всё ярче и ярче, и стало наконец багровым.
1)
В данном предложении автор использует градацию для создания яркого художественного образа исчезающих звёзд на рассвете. Градация проявляется через последовательное усиление действия:
- бледнело (начальное изменение)
- тускнели (усиление процесса)
- таяли на глазах (максимальная степень изменения)
- исчезали (завершение процесса)
Автор использует градацию с целью:
1. Наглядно показать процесс постепенного исчезновения звёзд на рассвете, делая описание более реалистичным и впечатляющим.
2. Передать динамику природных явлений, создавая эффект живого наблюдения за происходящим.
3. Усилить эмоциональное воздействие на читателя, постепенно подводя к финальному исчезновению звёзд.
4. Создать атмосферу естественного перехода от ночного неба к утреннему рассвету, делая описание более поэтичным и выразительным.
Таким образом, градация помогает автору создать целостную картину рассвета, последовательно и убедительно показывая процесс изменения состояния звёзд на небе.
2)
В данном предложении автор использует градацию для создания динамичного образа меняющегося неба на рассвете. Градация проявляется через последовательное усиление цвета и яркости:
- покраснело (начальная стадия изменения цвета)
- накаляясь всё ярче и ярче (усиление интенсивности)
- стало багровым (максимальная степень изменения)
Автор использует градацию с целью:
1. Наглядно показать процесс постепенного изменения цвета неба от красного к багровому, делая описание более реалистичным.
2. Передать динамику природного явления, создавая эффект живого наблюдения за рассветом.
3.Усилить эмоциональное воздействие на читателя, постепенно подводя к кульминации — появлению багрового цвета.
4. Создать атмосферу величественного природного явления, делая описание более поэтичным и выразительным.
5. Подчеркнуть масштабность происходящих изменений в природе, показывая постепенное нарастание интенсивности цвета.
Таким образом, градация помогает автору создать целостную картину рассвета, последовательно и убедительно показывая процесс изменения цвета неба, что усиливает художественное воздействие текста на читателя.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением