Упр.145 ГДЗ Греков Крючков 10-11 класс (Русский язык)
Решение #1
Решение #2
Решение #3

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Греков, Крючков, Чешко 10 класс, Просвещение:
145. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания. Прочитайте текст, озаглавьте его. Какие типы речи сочетаются в тексте? Составьте схемы выделенных предложений. Выпишите из текста по два слова: 1) без окончания; 2) с нулевым окончанием. Укажите, к какой части речи они относятся. Подберите синонимы к слову засверкать. Найдите в тексте градацию. Какова её роль?
Путешественники проб..рались сквозь зар..ели наполненные криками птиц и шелестом их крыльев. Тьма радела и (в)дали начали вырисовываться (не)ясные очертания скалистых гор. Небо быстро бл..днело звёзды тускнели таяли на глазах и исчезали.
...Это была ш..рокая д..лина поросшая высокой розовой травой. Линию горизонта закрывала тёмная гр..да леса. Он т..нулся в сторону скал и т..рялся где(то) в предгорьях. Справа д..лина постепенно понижалась и (по)видимому заканчивалась обрывом над рекой. (От)туда отч..тливо дон..сились ш..рох и плеск воды. Однако разгл..деть что происходит там (в)низу было (не)возможно за обрывом огромным м..хнатым облаком в..сел туман.
Но вот небо над д..лёкими горами покраснело накаляясь всё ярче и ярче и стало наконец б..гровым. Вершины гор внезапно ослепительно засверкали и на ДеЛину от гор упали длинные тени. И в свете разгорающегося дня путешественники вдруг увидели: всё что р..стёт на этой пл..не-те удивительно розового цвета. Зачарованные они молча смотрели по сторонам. (По В. Губареву)
Ответ 1
Озаглавьте текст: "Путешествие в неизведанные места."
Типы речи, которые сочетаются в тексте: повествование и описание.
Слова с нулевым окончанием: началась, могло, быстро, горизонта, постепенно, понижалась, плеск, накаляясь, удивительно, молча.
Синонимы к слову "засверкать": мерцать, сверкать, сверкнуть.
Градация: В тексте есть градация по яркости и цветам: "Тьма радела и (в)дали начали вырисовываться (не)ясные очертания скалистых гор." Путешественники наблюдают изменение цвета неба и природы от темного и непонятного в начале до ослепительно светлого и розового в конце. Градация создает впечатление постепенного раскрытия и волшебства неизведанных мест, которые становятся удивительно розовыми. Роль градации заключается в передаче изменения и преобразования окружающей природы и впечатления удивления у путешественников.
Ответ 2
Путешественники пробирались (чередование –бир-/-бер-, после корня стоит суффикс –а-) сквозь заросли, (чередование –раст-/-ращ-/-рос-, перед согласным с пишется гласная о) (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (заросли) наполненные криками птиц и шелестом их крыльев. Тьма редела, (проверочное слово: редкий) (запятая разделяет части сложного предложения) и вдали (начали вырисовываться (где?) вдали; наречия пишутся слитно) начали вырисовываться неясные (можно заменить синонимом: смутные) очертания (проверочное слово: чертит; после шипящих пишется гласная е) скалистых гор. Небо быстро бледнело, (проверочное слово: бледный) (запятая разделяет части сложного предложения) звёзды тускнели, (запятая разделяет части сложного предложения) таяли на глазах и исчезали.
...Это была широкая (проверочное слово: ширь; после шипящих пишется гласная и) долина, (словарное слово) (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (долина) поросшая высокой розой травой. Линию горизонта (словарное слово) закрывала тёмная гряда (проверочное слово: грядка) леса. Он тянулся (проверочное слово: тянет) в сторону скал и терялся (проверочное слово: потеря) где-то (частица то пишется через дефис) в предгорьях. Справа долина (словарное слово) постепенно понижалась (проверочное слово: низкий) и, (запятой выделяется вводное слово) по-видимому, (приставка по- с наречиями на –ому пишется через дефис) (запятой выделяется вводное слово) заканчивалась обрывом над рекой. Оттуда (доносились (откуда?) оттуда; наречия пишутся слитно) отчётливо (в корне слова после шипящих в ударной позиции пишется гласная ё в том случае, если можно подобрать проверочное слово: четка?) доносились (проверочное слово: доносит) шорох (словарное слово) и плеск воды. Однако разглядеть, (проверочное слово: глядя) (запятая отделяет главное предложение от придаточного) что происходит там, (запятой выделяется уточняющее обстоятельство) внизу, (происходит (где?) внизу; наречия места пишутся слитно) (запятой выделяется уточняющее обстоятельство) было невозможно: (можно подобрать синоним: сложно) (двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значением причины) за обрывом огромным мохнатым (проверочное слово: мох) облаком висел (проверочное слово: повис) туман.
Но вот небо над далёкими (проверочное слово: даль) горами покраснело, (запятой выделяется деепричастный оборот) накаляясь (проверочное слово: накал) всё ярче и ярче, (запятой выделяется деепричастный оборот) и стало наконец багровым. (словарное слово) Вершины гор внезапно ослепительно (проверочное слово: слепит) засверкали, (проверочное слово: посверкивать) (запятая разделяет части сложного предложения) и на долину (словарное слово) от гор упали длинные тени. И в свете разгорающегося (чередование –гор-/-гар-, в безударном положении пишется гласная о: разгорающегося) дня путешественники вдруг увидели: всё, (запятая отделяет главное предложение от придаточного) что растёт (чередование –раст-/-ращ-/-рос-, перед сочетанием согласных ст пишется гласная а) на этой планете, (словарное слово) (запятая отделяет главное предложение от придаточного) удивительно (проверочное слово: диво) розового цвета. Зачарованные, (проверочное слово: чары) (запятая отделяет одиночное причастие, которое относится к местоимению (они) они молча смотрели по сторонам.
Названия: «Розовый рассвет на неизвестной планете», «Открытие удивительной долины», «Путешествие к розовым горизонтам», «Загадка розового мира», «Пробуждение планеты», «В долине розового света», «Нежданное открытие».
Тип речи – описание с элементами повествования.
Преобладающий тип речи – описание, так как:
- основная цель текста: создание наглядной картины окружающего пространства
- текст отвечает на вопрос «какой?» (описывает внешний вид долины, гор, неба)
- используются многочисленные прилагательные и существительные для характеристики объектов
- присутствуют детализированные характеристики местности
- есть пространственные маркеры (вдали, справа, наверху)
Элементы повествования проявляются в:
- последовательном развитии событий (от тьмы к рассвету)
- использовании глаголов, передающих динамику изменений
- наличии временной последовательности (тёмное небо > рассвет > появление гор)
В тексте можно выделить:
- описание природы в предрассветный час
- описание открывшейся долины
- описание рассвета и его влияния на пейзаж
- финальное описание необычного явления (розовый цвет растительности)
Таким образом, хотя в тексте есть элементы повествования (последовательность событий), основной тип речи – описание, поскольку главная цель автора – создать у читателя яркое представление о пейзаже и его особенностях.
[Тьма редела]1, и [вдали начали вырисовываться неясные очертания скалистых гор]2.
[- =]1, и [= -]2.
[Вершины гор внезапно ослепительно засверкали]1, и [на долину от гор упали длинные тени]2.
[- =]1, и [= -]2.
1) без окончания:
- вдали (наречие)
- вырисовываться (инфинитив)
- быстро (наречие)
- где-то (наречие)
- справа (наречие)
- постепенно (наречие)
- по-видимому (наречие)
- оттуда (наречие)
- разглядеть (инфинитив)
- внизу (наречие)
- невозможно (наречие)
- ярче (наречие)
- наконец (наречие)
- внезапно (наречие)
- вдруг (наречие)
- удивительно (наречие)
- накаляясь (деепричастие)
2) с нулевым окончанием:
- птиц (существительное в форме множественного числа родительного падежа)
- гор (существительное в форме множественного числа родительного падежа)
- тянулся (глагол в форме прошедшего времени мужского рода)
- скал (существительное в форме множественного числа родительного падежа)
- терялся (глагол в форме прошедшего времени мужского рода)
- шорох (существительное в форме мужского рода именительного падежа 2-го склонения)
- плеск (существительное в форме мужского рода именительного падежа 2-го склонения)
- висел (глагол в форме прошедшего времени мужского рода)
- туман (существительное в форме мужского рода именительного падежа 2-го склонения)
Засверкать – заблестеть, заблистать, засиять, заискриться, засветиться, запылать, загореться, замерцать.
1. Небо быстро бледнело, звёзды тускнели, таяли на глазах и исчезали.
2. Но вот небо над далёкими горами покраснело, накаляясь всё ярче и ярче, и стало наконец багровым.
1)
В данном предложении автор использует градацию для создания яркого художественного образа исчезающих звёзд на рассвете. Градация проявляется через последовательное усиление действия:
- бледнело (начальное изменение)
- тускнели (усиление процесса)
- таяли на глазах (максимальная степень изменения)
- исчезали (завершение процесса)
Автор использует градацию с целью:
1. Наглядно показать процесс постепенного исчезновения звёзд на рассвете, делая описание более реалистичным и впечатляющим.
2. Передать динамику природных явлений, создавая эффект живого наблюдения за происходящим.
3. Усилить эмоциональное воздействие на читателя, постепенно подводя к финальному исчезновению звёзд.
4. Создать атмосферу естественного перехода от ночного неба к утреннему рассвету, делая описание более поэтичным и выразительным.
Таким образом, градация помогает автору создать целостную картину рассвета, последовательно и убедительно показывая процесс изменения состояния звёзд на небе.
2)
В данном предложении автор использует градацию для создания динамичного образа меняющегося неба на рассвете. Градация проявляется через последовательное усиление цвета и яркости:
- покраснело (начальная стадия изменения цвета)
- накаляясь всё ярче и ярче (усиление интенсивности)
- стало багровым (максимальная степень изменения)
Автор использует градацию с целью:
1. Наглядно показать процесс постепенного изменения цвета неба от красного к багровому, делая описание более реалистичным.
2. Передать динамику природного явления, создавая эффект живого наблюдения за рассветом.
3.Усилить эмоциональное воздействие на читателя, постепенно подводя к кульминации — появлению багрового цвета.
4. Создать атмосферу величественного природного явления, делая описание более поэтичным и выразительным.
5. Подчеркнуть масштабность происходящих изменений в природе, показывая постепенное нарастание интенсивности цвета.
Таким образом, градация помогает автору создать целостную картину рассвета, последовательно и убедительно показывая процесс изменения цвета неба, что усиливает художественное воздействие текста на читателя.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением