Упр.123 ГДЗ Греков Крючков 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 123. Спишите. Найдите слова с суффиксами, выражающими оценку. Какую эмоциональную окраску они придают речи? Какую роль эти суффиксальные образования играют в тексте?...

Решение #2

Изображение 123. Спишите. Найдите слова с суффиксами, выражающими оценку. Какую эмоциональную окраску они придают речи? Какую роль эти суффиксальные образования играют в тексте?...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Греков, Крючков, Чешко 10 класс, Просвещение:
123. Спишите. Найдите слова с суффиксами, выражающими оценку. Какую эмоциональную окраску они придают речи? Какую роль эти суффиксальные образования играют в тексте? Разберите по составу выделенные слова.
1) Доктор весёлый... Подходит к кровати больного с открытым лицом и дружеским смехом. «Ну, что? Мы захв..рали (не)множко? Посмотрим, сейчас посмотрим. Ну-с, покажите ваш языч..к. Языч..к (н..)хоро-ош... Микстурку ему пропишем сладенькую». (Купр.) 2) Свет дня уже лиловел перед закатом, око..ые стёкла (в)низу, у самой рамы, подёрнулись тон..нькими ёлочками. (А. Н. Т.) 3) Снял Шухов шапку, на колени пол..жил. Проверил одну миску ложкой, проверил другую. Н..чего, и рыбка попадается. Картош..нка ему попалась на две миски одна. А рыбки почти нет, изредк.. хребетик оголённый мелькает. (Солж.) 4) Осл..пил молне..ый блеск наши окна светлым золотом, и (с)разу(же), (н..)отстав и на полную секунду, — ударище грома. (Солж.) 5) И мальчик, в своём круглом одиночестве, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособ-ле..ой от всего дома жизнью, — (н..)слышной, (не)заметной, одинаковой изо дня в день: смире..о сидит себе в уголке гости., ой, рисует на грифельной доске домики или потом читает... всё одну и ту(же) книж..чку, купле..ую ещё при покойной маме... Он сам стел..т себе постельку вечером и сам пр..лежно убирает, свёртывает её утром... (Бун.)
1. Доктор весёлый... Подходит к кровати больного с открытым лицом и дружеским (неизменяемый суффикс -еск-) смехом. «Ну, что? мы захворали (проверочное слово: хворь) немножко? (слово без частицы не употреблять нельзя) Посмотрим, сейчас посмотрим. Ну-с, покажите ваш язычок. (в суффиксах существительных после шипящих в ударной позиции пишется гласная о: язычок) Язычок (в суффиксах существительных после шипящих в ударной позиции пишется гласная о: язычок) не (частица не выражает отрицание; частица не с краткими прилагательными пишется раздельно) хоро-ош... Микстурку ему пропишем сладенькую».
2. Свет для уже лиловел перед закатом, оконные (удвоенная согласная на стыке корня и суффикса: окон- + -н-) стёкла внизу, (подёрнулись (где?) внизу; наречия пишутся слитно) у самой рамы, подёрнулись тоненькими (суффикс –еньк- после мягкого согласного) ёлочками.
3. Снял Шухов шапку, на колени положил. (чередование –лож-/-лаг-, перед согласным ж пишется гласная о) Проверил одну миску ложкой, проверил другую. Ничего, (приставка ни является безударной: ничего) и рыбка попадается. (проверочное слово: попался) Картошенка (в суффиксах существительных после шипящих в безударной позиции пишется гласная е: картошенка) ему попалась на две миски одна. А рыбки почти нет, изредка (на конце наречий с приставкой из- пишется гласная а) хребетик оголённый (проверочное слово: голый) мелькает.
4. Ослепил (проверочное слово: слепит) молненный (в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) блеск наши окна светлым золотом, и сразу (ударище (когда?) сразу; наречия пишутся слитно) же, (частица же пишется раздельно) не (частица не выражает отрицание; частица не с деепричастиями пишется раздельно) отстав и на полную секунду, - ударище грома.
5. И мальчик, в своём круглом одиночестве, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной (в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) от всего дома жизнью, - неслышной, (частица не выражает отрицание; можно подобрать синоним: тихой) незаметной, (можно подобрать синоним: скрытной) одинаковой изо дня в день: смиренно (в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) сидит себе в уголке гостиной, (в суффиксе –ин пишется одна н) рисует на грифельной доске домики или потом читает... всё одну и ту же (книжечку (какую?) ту; местоимение с частицей) книжечку, (в суффиксе существительных после шипящих в безударной позиции пишется гласная е: книжечку) купленную (в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется удвоенная нн) ещё при покойной маме... Он сам стелет (стелить, 1 спряжение, исключение) себе постельку вечером и сам прилежно (словарное слово) убирает, свёртывает её утром...
1. Язычок, микстурку, сладенькую (уменьшительно-ласкательные суффиксы придают речи окраску насмешливости)
2. Тоненькими (уменьшительно-ласкательный суффикс придаёт слову окраску хрупкости)
3. Рыбка, картошенка, хребетик (уменьшительно-ласкательные суффиксы придают оттенок малого количества)
4. Ударище (суффикс выражает оттенок мощи и силы грома)
5. Книжечку, постельку (уменьшительно-ласкательные суффиксы подчёркивают одиночество мальчика)
Уменьшительно-ласкательные суффиксы в тексте выполняют следующие функции:
- эмоциональная выразительность: придают словам особую окраску и передают чувства говорящего.
- характеристика отношения: выражают симпатию, ласку или, наоборот, иронию и пренебрежение.
- создание атмосферы: указывают на неформальный, доверительный характер общения.
- усиление экспрессии: делают текст более живым и эмоциональным.
- изменение значения: не только уменьшают размер предмета, но и создают особый настрой повествования.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением