Упр.95 Глава 3 ГДЗ Шмелев 8 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 95. 1) Прочитайте текст и назовите средства связи предложений, которые в нём выделены.На первой выставке передвижников русский художник Николай Ге показал картину...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 8 класс, Вентана-Граф:
95. 1) Прочитайте текст и назовите средства связи предложений, которые в нём выделены.
На первой выставке передвижников русский художник Николай Ге показал картину «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». По одну сторону стола сидит Пётр в простой одежде, без парика, в высоких сапогах. Лицо его, обращённое к сыну, искажено гневом. По другую стоит царевич, бледный, долговязый, нескладный, с опущенным взором. В облике Петра подчёркнута энергия, сила, правота, в лице и фигуре Алексея — робость, тщедушие, безволие. «...Всякий, кто видел эти две простые вовсе не эффектно поставленные фигуры, должен будет сознаться, что был свидетелем одной из потрясающих драм, которые никогда не изгладятся из памяти», — так оценил картину писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
(Е. Сидоров)
Средства связи предложений в тексте:
- лексический повтор (Пётр I, царевич Алексей);
- местоименные замены (сидит Пётр - его (лицо);
- синонимы и контекстуальные синонимы (царевич Алексей - сын; Пётр и Алексей - эти две фигуры; облик - лицо и фигура);
- глаголы-сказуемые в одной временной форме (сидит - стоит);
- антонимы и контекстуальные антонимы (энергия, сила, правота - робость, тщедушие, безволие)
- синтаксический параллелизм (по одну сторону сидит - по другую сторону стоит);
- неполные предложения (по одну сторону стола сидит Пётр - по другую стоит царевич (пропущены слова «сторону стола»); в облике Петра подчёркнута энергия, сила, правота, в лице и фигуре Алексея - робость, тщедушие, безволие (во второй части предложения пропущено сказуемое «подчёркнута»).
2) Определите тему, основную мысль, тип речи и стилистическую принадлежность текста. Формулируя ответы, используйте вводные конструкции: по моему мнению, с моей точки зрения, я думаю, мне кажется.
Тема: описание картины «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе».
Основная мысль: на картине великолепно изображена драма, происходящая в момент допроса.
Тип речи: описание.
Стиль текста: публицистический.
Данный текст представляет собой описание картины Николая Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». С моей точки зрения, на картине великолепно изображён трагический момент, который разыгрывается между этими двумя людьми. Мне кажется, что данный текст относится к типу речи описание. У нас есть объект описания (картина) и текст сосредоточен на перечислении и подробном описании деталей, изображённых на нём.
С моей точки зрения, текст следует отнести к публицистическому жанру. Текст не просто описывает картину, но также стремится воздействовать на читателя, донести до него авторскую точку зрения, показать его взгляд и на картину, и на то событие, которое она изображает. Также, по моему мнению, приведённая в конце текста цитата Салтыкова-Щедрина указывает на публицистический стиль текста.
3) Найдите неполные предложения и скажите, какие члены предложения в них пропущены. Может ли, с вашей точки зрения, неполнота предложений рассматриваться как средство связи предложений в тексте?
По другую (сторону стола) стоит царевич, бледный, долговязый, нескладный, с опущенным взором.
В облике Петра подчёркнута энергия, сила, правота, в лице и фигуре Алексея (подчёркнута) - робость, тщедушие, безволие.
Неполные предложения являются одним из средств связи предложений в тексте. Это синтаксическое средство связи. Во-первых, неполные предложения позволяют соединить в одно предложения несколько простых. Во-вторых, благодаря неполным предложениям можно избежать излишних повторов в тексте.
4) Найдите в тексте предложение с цитатой, объясните, что это такое. Спишите это предложение. Для чего в этом тексте используется цитирование? Предложите вариант этого предложения с косвенной речью и вводной конструкцией, указывающей на источник сообщения.
Цитата - дословная выдержка из какого-либо текста.
«...Всякий, кто видел эти две простые вовсе не эффективно поставленные фигуры, должен будет сознаться, что был свидетелем одной из потрясающих драм, которые никогда не изгладятся из памяти», - так оценил картину писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
В данном тексте цитата представляет собой некий итог, вывод из написанного выше текста. Она лаконично объединяет в себе и отношение автора к картине, и его отношение к событию, изображённому на ней. Слова Салтыкова-Щедрина совпадают с мнением автора текста, поэтому он и приводит его цитату в качестве некоего заключения.
Предложение с косвенной речью:
Как сказал Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, всякий, ко видел эти двери простые, вовсе не эффективно поставленные фигуры, должен будет сознаться, что был свидетелем одной из потрясающих драм, которые никогда не изгладятся из памяти.
5) Назовите средства выразительности, которые использованы в этом тексте.
Средства выразительности:
- эпитеты (простой (одежде); бледный, долговязый, нескладный, с опущенным взором);
- метафора (лицо искажено гневом; в облике Петра подчёркнута энергия, сила, правота, в лице и фигуре Алексея - робость, тщедушие, безволие);
- антитела (энергия, сила, правота - робость, тщедушие, безволие);
- лексический повтор (Пётр - Алексей).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением