Вопросы для повторения Глава 2 ГДЗ Шмелев 7 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 1. Для каких языков был непосредственным языком-предком древнерусский язык?Древнерусский язык был непосредственным предком для русского, украинского, белорусского и...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 7 класс, Вентана-Граф:
1. Для каких языков был непосредственным языком-предком древнерусский язык?
Древнерусский язык был непосредственным предком для русского, украинского, белорусского и болгарского языков.

2. Для каких целей использовался старославянский язык? Почему он оказал влияние на развитие письменной разновидности русского литературного языка?
Старославянский язык возник как язык перевода христианских богослужебных книг с греческого для нужд христианской миссионерской деятельности в Моравии.
Старославянский язык – это начало и основа славянской письменности.

3. Назовите основные способы переноса значения слова. В каких тропах литературного языка используются эти способы создания переносного значения слова? Приведите примеры.
На основании признака, по которому значение одного слова присваивается другому, различают три типа переноса значения слова: метафора, метонимия, синекдоха.
Метафора – перенос названия с одного предмета на другой на основании сходства, скрытое сравнение (кольцо дыма).
Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности (играли Островского).
Синекдоха – перенос названия целого на его часть, и наоборот (все флаги в гости едут к нам).

4. Как называются слова, образующие данный ряд? В чём их сходство и чем они отличаются друг от друга? Дополните ряд своими примерами.
победить — разбить — сломить — восторжествовать — превозмочь
Слова, образующие данный ряд – синонимы, различаются они степенью проявления признака.
Пересилить, расколоть, передюжить.

5. Эти изображения основаны на приёме контраста. Придумайте подписи к ним, основанные на фигуре речи, в основе которой лежат антонимы. Подумайте, что помогает понять данный приём.
Свет и тьма. Белое и черное. Печаль и радость.
Антитеза – стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов.

6. Составьте предложения, в которых данные слова будут использованы как омонимы.
лопатка, месяц, очки, проводник, шашка
Коля помогал бабушке и копал землю лопаткой, поэтому у него колет под лопаткой.
В первый месяц осени месяц на небе появляется рано вечером.
Очки на табло я смог увидеть, только надев очки.
Вода – проводник тока, о чем мы узнали от проводника поезда.
У меня есть шашка для игры в хоккей; а вечером расставлю шашки на доске.

7. В чём разница между исконной и заимствованной лексикой?
Под исконно русскими словами понимаются лексемы, которые составляют основу языка. Они возникли в самом русском языке или же вошли в него из языков-прародителей. Под заимствованными словами же понимаются лексемы, которые попали из иных языков.
Главное отличие между исконно русскими и иноязычными словами заключается в том, что в первом случае лексемы появились внутри самого языка, а во втором случае они были взяты и адаптированы из других.

8. Расскажите о лексике пассивного словарного запаса, используя данную схему. Что относится к активной лексике?
Пассивный словарный запас
Неологизмы
Устаревшая лексика: архаизмы; историзмы
К пассивному запасу языка относятся устаревшие слова и неологизмы. Устаревшие слова, в свою очередь, делятся на историзмы и архаизмы. Историзмы – слова, называющие уже не встречающиеся предметы, явления, существа (царь, верста, гусли). Архаизмы – слова, являющиеся устаревшими названиями предметов, которые существуют и ныне (уста, зело). Неологизмы – слова, возникающие в языке для обозначения новых, ранее не существовавших, понятий, явлений, предметов.
К активному запасу относятся привычные, повседневно употребляемые слова, не имеющие оттенка устарелости или новизны.

9. Вставьте пропущенные безударные гласные в корне и укажите:
а) в какой группе нет ни одного исконно русского слова с полногласным корнем;
б) в какой группе есть два слова, в которых можно проверить обе гласные корня;
в) в какой группе у двух слов есть неполногласные варианты корня.
1. х...р...шо, ч...р...пной, б...р...на, п..ш...са, ск...в...рода, ч...решня, ж..лезо
2. ском...рох, с..л...вей, г...р...жании, хв...р...стина, х..л...стой, п...рог, м..лочный
3. п..л...жить, ст...ловая, вод...р...сли, изм...реипе, г..л...лёд, п...р...дниться
1) Хорошо, черепной, борона, полоса, сковорода, черешня, железо.
2) Скоморох, соловей, горожанин, хворостина, холостой, порог, молочный.
3) Положить, столовая, водоросли, измерение, гололед, породниться.
а) В третьей группе.
б) В первой группе (полоса; борона).
в) Во второй группе (горожанин; молочный).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением