Упр.17 Глава 1 ГДЗ Шмелев 8 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 17. 1) Изучите схему и примеры. Подберите для каждого способа словообразования соответствующую группу примеров и обоснуйте свой выбор, записав словообразовательные пары...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 8 класс, Вентана-Граф:
17. 1) Изучите схему и примеры. Подберите для каждого способа словообразования соответствующую группу примеров и обоснуйте свой выбор, записав словообразовательные пары и выделив словообразовательные средства.
Способы словообразования
морфологические:
суффиксальный
нулевая суффиксация (= «бессуффиксный»)
приставочный
приставочно - суффиксальный
смешанные:
сложно-суффиксальный
неморфологические:
сложение
аббревиация
сращение
переход из одной части речи в другую
Образец: умцый —> по-умному (прист.-суфф.).
читать —> читатель
читатель —> читательский
разбежаться —> разбег
ходить —> ход
новый —> новь
расти —> прорасти
фашист —> антифашист
язык —> праязык
звезда —> созвездие
трапеза —> сотрапезник
сорок, нога —> сороконожка
восьмой, класс —» восьмиклассник
радио, слушатель —> радиослушатель
синий, белый —> сине-белый
генерал, майор —> генерал-майор
чрезвычайное происшествие —> ЧП
совет министров —> Совмин
играющий долго —> долгоиграющий
смотрящий вперёд —» вперёдсмотрящий
учительская (оценка) —> учительская (здесь)
больной (зуб) —> больной (поправился)
Суффиксальный:
- читать > читатель
- читатель > читательский.
Нулевая суффиксация (= бессуффиксный):
- разбежаться > разбегo
- ходить > ходo
- новый > новьo
Приставочный:
- расти > прорасти
- фашист > антифашист
- язык > праязык
Приставочно-суффиксальный:
- звезда > созвездие
- трапеза > сотрапезник
Сложно-суффиксальный:
- сорок, нога > сороконожка
- восьмой, класс > восьмиклассник
Сложение:
- радио, слушатель > радиослушатель
- синий, белый > сине-белый
- генерал, майор > генерал-майор
Аббревиация:
- чрезвычайное происшествие > ЧП
- совет министров > совмин
Сращение:
- играющий долго > долгоиграющий
- смотрящий вперёд > вперёдсмотрящий
Переход из одной части речи в другую:
- учительская (оценка) > учительская (здесь)
- больной (зуб) - больной (поправился)

2) Расскажите об основных способах словообразования в современном русском языке.
Существующие в русском языке способы словообразования можно разделить на морфологические, неморфологические и смешанные способы словообразования.
К морфологическим относятся суффиксальный, бессуффиксный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы словообразования.
К неморфологическим способам словообразования относятся сложение, аббревиация, сращения, переход из одной части речи в другую.
К смешанным способам словообразования относится сложно-суффиксальный способ.
При суффиксальном способе словообразования новое слово образуется путём прибавления к производящей основе суффикса.
При приставочном способе словообразования новое слово образуется путём прибавления приставки к производящей основе.
При бессуффиксном способе словообразования новое слово образуется путём отнимания суффикса от производящей основы.
При приставочно-суффиксальном способе словообразования новое слово образуется путём одновременного прибавления к производящей основе приставки и суффикса.
При сложении новое слово образуется путём сложения производящих основ слов.
При аббревиации новое слово образуется путём сложения частей слов без учёта морфемной структуры производящих слов.
При сращении новое слово образуется путём сложения производящих основ, находящихся между собой в подчинительных отношениях.
При переходе из одной части речи в другую слова меняют свое значение и морфологические признаки, но не меняют свой морфемный состав.
При сложно-суффиксальном способе новое слово образуется путём сложения производящих основ и добавления к ним суффикса.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением