Упр.11 Глава 1 ГДЗ Шмелев 8 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 11. 1) Прочитайте отрывок из книги известного российского лингвиста Е. А. Земской «Как делаются слова». Попробуйте самостоятельно восстановить пропущенные части текста,...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 8 класс, Вентана-Граф:
11. 1) Прочитайте отрывок из книги известного российского лингвиста Е. А. Земской «Как делаются слова». Попробуйте самостоятельно восстановить пропущенные части текста, дополнив предложения терминами (в части 1) и примерами (в части 2) в зависимости от контекста.
1. Положение суффикса после корня приводит к тому, что он является показателем части речи и других грамматических особенностей слова. Ведь в русском языке грамматические свойства слова выражаются особыми морфемами, помещаемыми в конце слова, — окончаниями. Вот и получается, что суффикс находится рядом с окончанием или включает его в себя.
Какую часть речи образуют суффиксы -ун-, -ниц-а, -ость-? Несомненно, имена (...): суффикс -ун- — (...) рода (...) склонения (горбун, прыгун, бегун), суффикс -ниц-а — (...) рода (...) склонения (сахарница, чайница), суффикс -ость- — (...) рода (...) склонения (глупостьстарость, весёлость).
Точно так же и глагольные суффиксы образуют глаголы, имеющие определённые грамматические свойства. Суффикс -ыва- (-ива-) образует глаголы только (...) вида (подпрыг-ива-ть, перешаг-ива-ть, размах-ива-ть, набрас-ыва-ть), суффикс -е- образует от имён прилагательных глаголы только (...), то есть не сочетающиеся с винительным падежом беспредложным (бел-е-ть, син-е-ть, стар-е-ть, молод-е-ть), а суффикс -и глаголы (...), то есть сочетающиеся с
винительным падежом (бел-и-тъ, син-и-ть, стар-и-ть, молод-и-ть). Сравните: вдали белеет снег и пора белить потолок; он молодеет с каждым годом и это платье бабушку молодит.
Положение суффикса после корня приводит к тому, что он является показателем части речи и других грамматических особенностей слова. Ведь в русском языке грамматические свойства слова выражаются особыми морфемами, помещаемыми в конце слова, - окончаниями. Вот и получается, что суффикс находится рядом с окончанием или включает его в себя.
Какую часть речи образуют суффиксы -ун-, -ниц-а, -ость-? Несомненно, имена существительные: суффикс -ун- - мужского рода, 2 склонения (горбун, прыгун, бегун), суффикс -ниц-а - женского рода 1 склонения (сахарница, чайница), суффикс -ость- - женского рода 3 склонения (глупость, старость, весёлость).
Точно так же и глагольные суффиксы образуют глаголы, имеющие определённые грамматические свойства. Суффикс -ыва- (-ива-) образует глаголы только несовершенного вида (подпрыг-ива-ть, переша-ива-ть, размах-ива-ть, набрас-ыва-ть), суффикс -е- образует от имён прилагательных глаголы только непереходные, то есть не сочетающиеся с винительным падежом беспредложным (бел-е-ть, син-е-ть, стар-е-ть, молод-е-ть), а суффикс -и- - глаголы переходные, то есть сочетающиеся с винительным падежом (бел-и-ть, син-и-ть, стар-и-ть, молод-и-ть). Сравните: вдали белеет снег и пора белить потолок; он молодеет с каждым годом и это платье бабушку молодит.
2. С этим свойством суффиксов связано и то, что в русском языке нет суффиксов, общих для слов разных частей речи: -ну- — суффикс
только глагольный (...), -оват суффикс только прилагательных (...), -от-а — суффикс только существительных (...).
Иное дело приставки. Они могут присоединяться к словам различных частей речи: раз- (...); со- (...); сверх- (...); ультра- (...).
С этим свойством суффиксов связано и то, что в русском языке нет суффиксов, общих для слов разных частей речи: -ну- - суффикс только глагольный (подпрыгнуть, подкинуть, поднырнуть), -оват- - суффикс только прилагательных (сероватый, зеленоватый, сладковатый), -от-а - суффикс только существительных (беднота, дремота, краснота).
Иное дело приставки. Они могут присоединяться к словам различных частей речи: раз- (разрез, разбегаться, разменный); со- (соединяться, совместимость, соразмерно); сверх- (сверхчеловек, сверхъестественный); ультра- (ультрамодный, ультраважно).

2) Послушайте текст и проверьте свои предположения.

3) Вспомните классификацию морфем. Какие из названных в тексте морфем являются словообразовательными? Объясните на основании прочитанного текста, какие грамматические значения могут выражать словообразовательные суффиксы в русском языке.
Словообразовательные морфемы: приставки и суффиксы.
В русском языке словообразовательные суффиксы могут выражать такие грамматические свойства, как род и склонение (существительных), вид и переходность (глагола), то, какую часть речи можно образовать с помощью данного суффикса.

4) К какому разделу языка относятся результаты исследований, изложенные в этом отрывке? Знание каких разделов лингвистики вам пришлось применить при работе с этим текстом?
Результаты исследований, изложенные в этом отрывке, относятся к морфемике и словообразованию.
При работе с данным текстом нам пришлось применить знания из таких разделов лингвистики, как морфемика, словообразование и морфология.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением