Упр.505 ГДЗ Рыбченкова Александрова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 505 Соберите материал и подготовьте устное сообщение и презентацию на одну из предложенных тем:Образ вьюги у А. А. Блока.Образ звезды у И. А. Бунина.Образ солнца у...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Нарушевич 11 класс, Просвещение:
505 Соберите материал и подготовьте устное сообщение и презентацию на одну из предложенных тем:
Образ вьюги у А. А. Блока.
Образ звезды у И. А. Бунина.
Образ солнца у К. Д. Бальмонта.
Образ берёзы у С. А. Есенина.
Образ дожди у Б. Л. Пастернака.
Образ рябины у М. И. Цветаевой.
Образ ласточки у О. О. Мандельштама.
Образ звезды у И. А. Бунина.
В поэзии Бунина особо выделяют «звездную лирику», это средоточие тем неба, звезд, вечности и красоты. Он писал великолепные ночные, сумеречные стихи, словно наполненные мерцанием. Это можно объяснить его особенным восприятием мира. Бунин говорил: «Не устану воспевать вас, звезды». Одной из таких песен звездам стало стихотворение «Сириус».
Где ты, звезда моя заветная,
Венец небесной красоты?
Очарование безответное
Снегов и лунной высоты?
Где молодость простая, чистая,
В кругу любимом и родном,
И старый дом, и ель смолистая
В сугробах белых за окном?
Пылай, играй стоцветной силою,
Неугасимая звезда,
Над дальней моей могилою,
Забытой богом навсегда!
Звезда Сириус – белая, стоцветная, самая яркая звезда на ночном небосклоне. В Древнем Египте Сириус считали священной звездой. В этом стихотворении переплетаются восхищение любимой звездой и философские размышления лирического героя. Звезда – символ судьбы, она ассоциируется с жизнью, молодостью, родиной.
«Россыпь Ориона в зените. Южный Крест на юге, в большом пространстве почти пустого неба. Смотрел на него и вдруг вспомнил, что у Данте сказано: «Южный Крест освещает преддверие рая». Слева низко лежала серебром раскинутая по темно-синему небосклону Большая Медведица, под нею, почти на горизонте, печально белела Полярная звезда. А на востоке точно ветром раздувало какую-то огромную и великолепную звезду, ровно и сильно пылавшую красным огнем. И ход наш был прямо на нее» («Воды многие», 1911-1926);
«А над белым морем метели — два других, еще шире раскинутых, кровавых глаза — Арктур и Марс. Остро блещут зерна Волопаса, веером рассыпанные на горизонте за мельницей. Близнецы, сдвинувшись, горят почти над головой» («Птицы небесные», 1909);
«Над головами лежавших слабо белел широкий, раздваивающийся дымно-прозрачными рукавами Млечный Путь, наполненный висящей в них мелкой звездной россыпью. ... А по небосклону, за неправильными черными пятнами волновавшегося лозняка, остро мелькали, вспыхивали льдистые алмазы, разноцветными огнями загоралась Капелла» («Ночной разговор», 19-23, XII. 1911);
«Орион, три поперечных звезды его низко стояли на юго-западном горизонте серебряными пуговками, стал ближе и ярче» («Игнат», февраль 1912);
«Горний свет Юпитера жутко озаряет громадное пространство между небом и морем, великий храм ночи, над царственными вратами вознесен он как знак святого духа. И я один в этом храме, я бодрствую в нем» («Ночь», 1925);
«Та звезда, что по ночам переливается кровью на горизонте перед нами, мигает, цветет и как будто манит, завлекает все дальше в глубь своей таинственной тропической страны, есть Спика» («Воды многие», 1911-1926). Но заметна и в лирике:
Звезды горят над безлюдной землею,
Царственно блещет святое созвездие Пса
(«Звезды горят над безлюдной землёю...», 1903);
И самоцветы небес: янтарно-зеленый Юпитер,
Сириус, дерзкий сапфир, синим горящий огнем,
Альдебарана рубин, алмазную цепь Ориона
И уходящий в моря призрак сребристый – Арго
(«Чёрные ели и сосны сквозят в палисаднике тёмном…», 1905).
Важно и то, что в произведениях И. А. Бунина небесный объект «звезда» реализован разнообразно и с точки зрения лексического оформления. У Бунина можно увидеть определенную словообразовательную цепочку лексем, представляющих данный объект: звезда - звездочка — звездопоклонник — созвездие — звездный — звездообразный.
Любопытен и тот факт, что в произведениях Бунина, помимо общепринятых названий звезд, встречаются славянские:
«У меня, говорит, звезда любимая есть, верная, неизменная, Полуночная Зарница... Полуночная Зарница. Звезда любви, Звезда предрассветная» («Полуночная Зарница», 1921) и романские обозначения звезд:
«Жан из Милана — светило из светил. Жан из Милана, Знаки и Курятник были, говорят, приглашены однажды на свадьбу. (На свадьбу красавицы Магелоны, о которой скажем после). Курятник, как самый ранний, отправился первым и пошел верхней дорогой. Знаки, три быстроногие девы, пересекли ему путь снизу и совсем было его догнали. Тогда Жан из Милана, немножко проспавший, вскочил, взял им наперерез и, чтоб задержать их, запустил в них свой посох. От этого Три Короля, или Грабли, и называются с тех пор Посохом Жана из Милана». («Провансальские пересказы», 1914 - 1931)
Важно отметить, что звезды в произведениях Бунина сопровождают жизнь земных обитателей независимо от вероисповедания, национальности, места проживания:
Мы проводим солнце, обувь скинем
И свершим под звездным, темным, синим
Милосердым небом свой намаз. ...
Разверни же, Вечный, над пустыней
На вечерней тверди темно-синей
Книгу звезд небесных — наш Коран!
(«Тонет солнце, рдяным углем тонет», 1905)
В то же время звезда способствует пониманию сущности именно русского менталитета: появляется на страницах произведений в тот момент, когда герой, а, по сути, сам автор, стремится постигнуть по сути своей непостижимое:
Весна, и ночь, и трепет звезд,
И свежесть трав лесной долины.
Над тишиной уснувших гнезд
Склонились темные вершины.
Гляжу в прозрачный сумрак их,
Дышу весной — и предо мною
Какой-то тайной неземною
Вся ночь раскрыта в этот миг.
И эта тайна — откровенье,
Моя душа и жизнь моя, –
В ночном потоке бытия
Звезды падучей отраженье
(«Весна, и ночь, и трепет звёзд…», 1904)
Сознательное обращение, а также интерес, проходящий через все творчество Бунина к данному объекту, подтверждает и тот факт, что звезды для него – это не только атрибут ночного неба, он постоянно подчеркивает их перманентный характер. И писатель благодарен Богу за то, что ему дана возможность обозрения звездного неба, приносящая радость, новизну и одновременно острую боль: «В шесть часов, тотчас же после заката солнца, увидал над самой своей головой, над мачтами, в страшно большом и еще совсем светлом небе, серебристую россыпь Ориона. Орион днем! Как благодарить бога за все, что дает он мне, за всю эту радость, новизну! И неужели в некий день все это, мне уже столь близкое, привычное, дорогое, будет сразу у меня отнято, – сразу и уже навсегда, навеки, сколько бы тысячелетий ни было еще на земле? Как этому поверить, как с этим примириться? Как постигнуть всю потрясающую жестокость и нелепость этого? Ни единая душа, невзирая ни на что, втайне не верит этому. Но откуда же тогда та боль, что неотступно преследует нас всю жизнь, боль за каждый безвозвратно уходящий день, час и миг?». («Воды многие», 1911-1926).
Через обращение к звездам, сопровождающим автора на протяжении всей его жизни, наблюдения за данными светилами Бунин приходит к осмыслению основных вопросов бытия. Звезда, далёкая от нашего мира, но являющаяся символом того, чего у нас, может быть, нет, или того, что у нас было, но никогда не вернётся, согревает земные сердца.
В фольклоре и предшествующей Бунину литературной традиции звезда зачастую выступает и как путеводительница. Данная ее функция также находит отражение в творчестве писателя:
Из тесной пропасти ущелья
Нам небо кажется синей.
Привет тебе, немая келья
И радость одиноких дней!
Звучней и песни и рыданья
Гремят под сводами тюрьмы.
Привет вам, гордые страданья,
Среди ее холодной тьмы!
Из рудников, из черной бездны
Нам звезды видны даже днем.
Гляди смелее в сумрак звездный –
Предвечный свет таится в нем! (1901).
Одновременно И. А. Бунин значительно углубляет подобные представления: жизнь дана человеку во имя светлого, чистого и великого, и Божественной волей представлены его взору звёзды, чтобы вдохновлять и воспитывать стремление к жизни. Именно поэтому понятийный аспект выражения объекта «звезда» тесно переплетается с образным и символическим аспектами. Звезды у Бунина – это не просто деталь пейзажа, точка на небесном своде, это образ, плавно переходящий в символ. Бунин считает звезду понятием философическим, так как и у человека на земле, и у звезды на небе есть высокая миссия – служить вечной красоте.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением