Упр.301 ГДЗ Рыбченкова Александрова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 301 Внимательно прочитайте фрагмент из книги Н. С. Валгиной «Активные процессы в современном русском языке». Правильно ли вы определили его тему и основную...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Нарушевич 11 класс, Просвещение:
301 Внимательно прочитайте фрагмент из книги Н. С. Валгиной «Активные процессы в современном русском языке». Правильно ли вы определили его тему и основную проблему?
Язык живёт во времени (имеется в виду не абстрактное время, а общество определённой эпохи), но и время отражается в языке. Язык изменяется. Это эволюционное качество заложено в нём самом. По как изменяется?
Вряд ли правомерно считать, что он постоянно и неуклонно совершенствуется. Оценки «хорошо» или «плохо* здесь неуместны. В них слишком много субъективного. Например, современникам А. С. Пушкина многое, очень многое не нравилось в его языковых новшествах. Однако именно они оказались впоследствии наиболее перспективными и продуктивными (вспомним хотя бы нападки на язык «Руслана и Людмилы», вплоть до полного его неприятия).
Современная наука о языке, при характеристике изменений в нём «к лучшему», предпочитает пользоваться принципом целесообразности. Такое явное качество современного языка, как нарастающая вариантность языковых знаков, может быть воспринято как явление положительное, поскольку предоставляет пользователям языка возможности выбора, что, в свою очередь, свидетельствует о расширении возможностей языка в плане удовлетворения конкретных коммуникативных задач. Значит, язык становится более мобильным, тонко реагирующим на ситуацию общения, г. е. обогащается стилистика языка. А это прибавляет нечто к уже имеющимся в языке ресурсам и расширяет его возможности.
Несмотря на то что язык современных СМИ производит часто негативное впечатление из-за ложно понятого тезиса о свободе слова, надо признать, что современный русский язык, в силу сложившихся исторических обстоятельств, сегодня черпает ресурсы для обновления литературной нормы именно здесь — в средствах массовой информации, в разговорной речи, хотя долгое время таким источником была художественная литература, недаром нормированный язык называется именно литературным языком (но М. Горькому — обработанным мастерами слова). Сменой источников формирования литературной нормы объясняется и утрата нормой прежней жёсткости и однозначности. Такое явление в современном языке, как вариантность нормы, — не признак её расшатывания и потери стабильности, а показатель гибкости и целесообразной нриспособляемости нормы к жизненной ситуации общения.
Жизнь изменила многое. И не только представление о незыблемости литературного образца в установлении нормы. Изменилось речевое поведение представителей современного общества, ликвидировались речевые стереотипы прошлого, более натуральным и жизненным стал язык печати; сменилась стилистика массовой печати — больше стало иронии и сарказма, а это пробуждает и развивает тонкие нюансы в слове.
По одновременно и рядом — языковая вульгарность и обнажённость прямого, грубого смысла слова, находящегося за пределами литературного языка. Надо сказать, что общее снижение стиля массовой печати, утрата литературной чистоты и стилистической «высокости» в определённой степени снимает и нейтральность в оценке событий. Стилевая неразборчивость рождает стилевую глухость и утрату чувства языка.
Картина противоречивая и неоднозначная, требующая внимательного анализа и кропотливой, длительной работы над воспитанием языкового вкуса.
(По И. С. Волгиной)
Тема и проблема определены верно.
1. Составьте тезисный план текста. Сформулируйте проблемы, которые поставлены автором текста.
Тезисный план
1) Язык живёт во времени…, но и время отражается в языке.
2) Вряд ли правомерно считать, что он постоянно и неуклонно совершенствуется.
3) …язык становится более мобильным, тонко реагирующим на си-туацию общения
4) …современный русский язык… черпает ресурсы для обновления литературной нормы… в средствах массовой информации, в разговорной речи, хотя долгое время таким источником была художественная литература…
5) Изменилось речевое поведение представителей современного обще-ства, ликвидировались речевые стереотипы прошлого, более натуральным и жизненным стал язык печати; сменилась стилистика массовой печати…
6) Вкус вообще — это способность к оценке, понимание правильного и красивого; это пристрастие и склонности, которые определяют культуру человека в мысли и труде, в поведении. в том числе речевом.
Автор в тексте ставит проблемы изменения языка, его совершенствования, появления вариативности языковых знаков, обогащение стилистики языка, влияние современных СМИ на обновление литературной нормы, ценностного отношения к языку.
2. Каково отношение автора текста к поставленным проблемам? Разделяете ли вы эту позицию учёного? Свой ответ обоснуйте. ‘Используя нормативные словари, приведите примеры «утраты нормой прежней жёсткости и однозначности-».
Автор в тексте беспристрастно и объективно оценивает развитие современного русского языка. Я разделяю позицию автора: важно отмечать как негативные, так и позитивные сторон изменения языка.
Примеры многозначности слов.
Кисть – кисть руки, гроздь винограда, пучок нитей для украшения одежд, малярная кисть.
Кнопка – канцелярская кнопка, кнопка электрического звонка, застёжка для одежд, ребёнок маленького роста.
Полотно – ткань, картина художника, полотно конвейера, покрытие дороги.
Бор – сосновый лес, химический элемент, приспособление для сверления.
Кошка – домашнее животное, хищное млекопитающее семейства кошачьих (тигр, лев, барс и др.), небольшой якорь с тремя и более лапами для поднимания затонувших предметов, приспособление для лазанья на столбы, плеть с несколькими концами, использовавшаяся в старину для телесных наказаний.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением