Упр.21 ГДЗ Рыбченкова Александрова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 21 Прочитайте. Можно ли назвать эти высказывания крылатыми? Объясните их смысл. Опишите ситуации, в которых уместно употребить эти выражения.1. Счастливые часов не...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Решение #2

Изображение 21 Прочитайте. Можно ли назвать эти высказывания крылатыми? Объясните их смысл. Опишите ситуации, в которых уместно употребить эти выражения.1. Счастливые часов не...

Решение #3

Изображение 21 Прочитайте. Можно ли назвать эти высказывания крылатыми? Объясните их смысл. Опишите ситуации, в которых уместно употребить эти выражения.1. Счастливые часов не...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Нарушевич 10 класс, Просвещение:
21 Прочитайте. Можно ли назвать эти высказывания крылатыми? Объясните их смысл. Опишите ситуации, в которых уместно употребить эти выражения.
1. Счастливые часов не наблюдают. 2. Блажен, кто верует, тепло ему на свете! 3. А судьи кто? 4. Французик из Бордо. 5. Сюда я больше не ездок. 6. Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь. 7. И дым отечества нам сладок и приятен. 8. Служить бы рад, прислуживаться тошно. 9. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. 10. Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. 11. На блюдечке с голубой каёмочкой. 12. А воз и ныне там! 13. А вы, друзья, как ни садитесь,/ Всё в музыканты не годитесь. 14. А счастье было так возможно,/ Так близко! 15. Бойцы поминают минувшие дни/ И битвы, где вместе рубились они. 16. В одну телегу впрячь не можно / Коня и трепетную лань.
Да, эти выражения можно назвать крылатыми, так как они пришли из литературных источников, отличаются образностью, лаконичностью, получили широкое распространение и широкую известность.
1. Счастливые часов не наблюдают. (А.С. Грибоедов «Горе от ума». Когда люди счастлив, они не замечают течение времени. Например, влюблённые.)
2. Блажен, кто верует, тепло ему на свете! (А.С. Грибоедов «Горе от ума». Нежелание вникнуть в проблему, разобраться в ней. Например, человек в проблемной ситуации ничего не предпринимает, надеясь, что всё уладится само собой.)
3. А судьи кто? (А.С. Грибоедов «Горе от ума». О презрении к мнению каких-либо авторитетов, хотя сами ничуть не лучше тех, кого пытаются порицать, критиковать. Например, кто-то критикует твой стиль одежды, хотя сам не отличается элегантностью стиля.)
4. Французик из Бордо. (А.С. Грибоедов «Горе от ума». Неприметный, ничем не выделяющийся человек. Например, в коллективе может быть скромный трудяга, который выполняет свою работу, при этом старается быть незаметным.)
5. Сюда я больше не ездок. (А.С. Грибоедов «Горе от ума». Чаще употребляется в шутливо-ироничном тоне о нежелании посещать то место, где его не понимают, огорчают. Например, родители навязывают тебе дружбу с сном своих друзей, но тебе с ним неинтересно, у вас нет совершенно ничего общего.)
6. Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь. (А.С. Грибоедов «Горе от ума». Лучше держаться подальше от особого внимания тех людей, от которых зависишь, так как от их любви до их ненависти – один шаг. Например, с руководителем следует иметь только деловые, рабочие отношения.)
7. И дым отечества нам сладок и приятен. (А.С. Грибоедов «Горе от ума». О любви к Родине и ко всему, что с этим понятием связано. Например, возвращаясь из долгой поездки, радуешься всему, что видишь дома: берёзкам на аллее, воробьям на ветке, качелям на детской площадке, небу, солнышку, воздуху – всё кажется таким родным и до боли знакомым.)
8. Служить бы рад, прислуживаться тошно. (А.С. Грибоедов «Горе от ума». Речь о том, что служить можно Отечеству, честно выполняя свой гражданский или воинский долг, но не унижаться перед кем-то ради своей выгоды, ради продвижения по карьерной лестнице. Например, кто-то старается угодить своему руководителю, чтоб ег заметили и, возможно, повысили в должности.)
9. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. (И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев». Если с тобой произошла неприятность, то исправить можешь т сам, ни на кого не надеясь. Например, не выучил теорему и получил двойку. Выучи и ответь, чтобы исправить оценку.)
10. Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. (И. Ильф и Е. Петров «Золотой телёнок». В наше время автомобиль многим доступен по цене и многим необходим для работы. Пример, работа в такси или в службе доставки со своим автомобилем.)
11. На блюдечке с голубой каёмочкой. (И. Ильф и Е. Петров «Золотой телёнок». Что-то кому-то досталось практически даром, без особых усилий. Например, состоятельные родители обеспечивают своего ребёнка всем, что ему только захочется. А ребёнок привыкает получать всё по первому требованию и считает, что только так и должно быть.)
12. А воз и ныне там! (И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак». О том, что вроде бы что-то делают, а дело не сдвигается с мёртвой точки. Например, выполняя какое-либо общее дело, люди не могут распределить обязанности, не могут договориться между собой, вследствие чего раота оказывается невыполненной.)
13. А в, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь. (И.А. Крылов «Квартет». Каждый должен заниматься своим делом. Например, экономист не может давать юридические консультации.)
14. А счастье было так возможно,
Так близко! (А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Об упущенных возможностях, об упущенном счастье. Например, не замечая тех, кто рядом и готов тебя носить на руках, ищешь счастья где угодно, но только не рядом. И так бывает, что когда наконец-то поймёшь, что самый лучший человек был рядом, оказывается уже поздно.)
15. Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они. (А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Старые товарищи вспоминают свою службу, военные сражения. Например, участники Чеченской или Афганской военной кампании собираются вместе, вспоминая, как всё было, вспоминая героически погибших товарищей и всех тех, кого уже нет в их рядах.)
16. В одну телегу впрячь не можно
Коня и трепетную лань. (А.С. Пушкин «Полтава. О двух совершенно разных по характеру людях, не подходящих друг другу. Например, выбирая себе спутника жизни, надо понимать, что он должен подходить тебе по характеру, по взглядам на жизнь.)

1. Назовите источники этих крылатых выражений.
Смотри предыдущее задание.

2. Приведите свои примеры таких выражений из художественных текстов, песен, кинофильмов, рекламы.
А Васька слушает да ест. (И.А. Крылов «Кот и повар»)
А всё-таки она вертится. (Галилео Галилей (1564-1642)
Авгиевы конюшни. («Двенадцать подвигов Геракла»)
Братья наши меньшие. (С.А. Есенин «Мы теперь уходим понемногу…»)
Наши люди в булочную на такси не ездят. («Бриллиантовая рука»)
Это я удачно зашёл. («Иван Васильевич меняет профессию»)
В женщине должна быть загадка. («Служебный роман»)
Чем меньше женщину м любим,
Тем меньше нравимся мы ей. (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

3*. Согласны ли вы с тем. что без знания текста источника крылатого выражения его смысл может оказаться недоступным для того, кому адресована речь? Своё мнение поясните.
Ответ 1
Я согласен с тем, что без знания текста источника крылатого выражения его смысл может оказаться недоступным для того, кому адресована речь. В некоторых случаях значение крылатого выражения понятно без контекста, например, «счастливые часов не наблюдают».
Ответ 2
Да, я согласен с утверждением, что без знания текста источника крылатого выражения его смысл может оказаться недоступным для того, кому адресована речь. Крылатые выражения часто базируются на контексте и ассоциациях, связанных с историей, культурой или литературой. Понимание этих выражений требует знания исторического или культурного контекста, из которого они возникли.
Возможно, что сами по себе крылатые выражения могут быть невразумительными для человека, не обладающего соответствующими знаниями. Например, если кто-то говорит: "Быть или не быть, вот в чем вопрос," без знания того, что это фраза из одного из произведений Уильяма Шекспира, человек, не знакомый с литературой, может не понять, что речь идет о выборе между жизнью и смертью.
Однако крылатые выражения могут быть использованы в речи с целью вызвать эмоции, подчеркнуть или усилить высказывание. В таких случаях, даже если их смысл не полностью ясен слушателю, эффект может быть достигнут через контекст и интонацию.
Таким образом, знание контекста источника крылатого выражения облегчает его понимание, но не всегда обязательно для того, чтобы оценить его эффект в речи.
Ответ 3
Да, я согласен с тем, что без знания текста источника, крылатое выражение может оказаться недоступным для того, кому адресована речь. Крылатые выражения часто включают в себя метафоры, аллюзии или культурные контексты, которые могут быть непонятными для людей, не знакомых с оригинальным текстом или историей, из которой они произошли. Вот почему это происходит:
Культурный контекст: Многие крылатые выражения связаны с конкретными событиями, литературными произведениями или историческими фактами, которые могут быть знакомы только людям, воспитанным в данной культуре. Например, "как два пальца об асфальт" - это выражение, которое означает крайнюю близость, но его смысл не будет ясен человеку, не знакомому с русской литературой.
Метафоры и образы: Крылатые выражения могут содержать метафоры и образы, которые могут быть непонятными для тех, кто не имеет контекста, в котором они использовались. Например, выражение "камень преткновения" ассоциируется с препятствиями, но если не понимать, что камень может стать препятствием, смысл выражения утратится.
Изменение значения: Значение крылатых выражений может меняться со временем или в разных контекстах. Без знания о современном использовании или изменении значения, смысл выражения может быть утерян.
Чтобы успешно использовать крылатые выражения в общении, важно учитывать аудиторию и контекст, чтобы гарантировать их понимание. В некоторых случаях, когда аудитория не знакома с источником, объяснение или замена крылатого выражения более доступным вариантом может быть более целесообразным.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением