Заключение ГДЗ Боголюбов 11 класс (Обществознание)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова 11 класс, Просвещение:
Заключение. Взгляд в будущее
Можно ли предвидеть будущее?
Изучая тенденции мирового процесса на рубеже XX—XXI вв., учёные в состоянии прогнозировать существенные перемены, которые будут происходить в ближайшем будущем.
Каким будет XXI век?
На рубеже XX—XXI вв. к известным ранее проблемам прибавились новые. Они связаны с процессом глобализации. Учёные, государственные деятели ищут пути решения всех этих проблем. Однако XXI век бросает вызов не только интеллектуалам и политикам, но и всем живущим на Земле. Также это век информационного, постиндустриального общества.
Есть ли возможность в новом веке решить проблемы, оставшиеся в наследство от XX столетия?
Прежде всего это развитие тех научных исследований, которые открывают эффективные способы природоохранной и природо-восстановительной деятельности, восстановления на новой основе глобального топливно-энергетического и материально-сырьевого баланса, конструирования очистных сооружений и оборудования для переработки промышленных и бытовых отходов, проектирования безотходных и энергосберегающих производств, возможности использования альтернативных источников энергии, создания искусственных материалов с заданными свойствами.
Необходимо последовательное продолжение усилий по сокращению вооружений, недопущению распространения ядерного оружия, полному уничтожению химического и биологического оружия, созданию надёжной системы международной безопасности, развитию равноправных, взаимовыгодных отношений между странами.
Требуется объединение усилий всех государств для решительной борьбы с международным терроризмом.
Проблемы отсталости и бедности в развивающихся странах требуют установления нового мирового экономического порядка.
Нарушенный глобальный демографический баланс может быть восстановлен путём осуществления мер по регулированию рождаемости в экономически слаборазвитых странах.
Для устранения угрозы распространения наркозависимости потребуются, с одной стороны, согласованные действия правоохранительных органов многих государств, а с другой — профилактические меры, включающие разъяснение личной и социальной опасности наркомании.
Опасность появления и распространения новых инфекционных заболеваний может быть снижена при условии развития соответствующих научно-медицинских исследований, создания новых лекарственных средств.
Угрозе злоупотреблений достижениями научно-технического прогресса могут быть противопоставлены как этика учёных, так и правовые меры.
1. Может ли наука предвидеть будущее?
Изучая тенденции мирового процесса на рубеже XX—XXI вв., учёные в состоянии прогнозировать существенные перемены, которые будут происходить в ближайшем будущем.
2. Назовите и охарактеризуйте основные проблемы XXI в.
Экологические проблемы.
Угроза термоядерной войны. Особенно опасна возможность создания ядерного оружия в странах, где у власти находятся агрессивные силы, склонные к авантюризму во внешней политике.
Международный терроризм. Возросла степень тяжести последствий террористических актов. Особую опасность представляет возможность получения террористическими организациями оружия массового.
Преодоление экономической отсталости, бедности и нищеты стран «третьего мира». Население высокоразвитых стран потребляет 88% совокупного мирового продукта, тогда как 22% жителей Земли, проживающих в беднейших странах, лишь 1,5% этого продукта.
Социально-демографические проблемы. Ряд проблем связан с увеличением темпов роста населения за счёт развивающихся стран. Это одна из причин массовых бедствий, голода, болезней, отсутствия нормального жилья, неграмотности, безработицы в «третьем мире». Одновременно отмечается демографический кризис в экономически развитых странах из-за падения рождаемости ниже уровня.
Наркомания и наркобизнес. Последствия употребления наркотиков губительны как для отдельного человека, так и для общества.
Отставание с разработкой методов лечения и профилактики наиболее опасных болезней. Множество вопросов ставит перед человечеством СПИД. Появляются новые виды микроорганизмов.
Проблема предотвращения опасных последствий научно-технического прогресса, использования его результатов во вред человечеству. Специалисты говорят о зловещих возможностях генной инженерии.
Опасность масштабных аварии в промышленности, энергетике, на транспорте. Возрастает значение мер по обеспечению безопасности ядерных объектов.
Угрозы культуре, духовному развитию человека. Современная наука отмечает угрожающие масштабы невежества, преступности, наркомании, отчуждения людей от культуры. Распространяется дух материального потребительства.
Объём доступной информации превышает человеческие способности её восприятия и использования. Люди не успевают приспособиться к коренным изменениям условий существования, происходящим за время жизни одного поколения, что порождает стресс, потерю ориентации, ощущение дискомфорта, тревогу и беспокойство.
3. Каковы возможные пути решения каждой из глобальных проблем?
Прежде всего это развитие тех научных исследований, которые открывают эффективные способы природоохранной и природо-восстановительной деятельности, восстановления на новой основе глобального топливно-энергетического и материально-сырьевого баланса, конструирования очистных сооружений и оборудования для переработки промышленных и бытовых отходов, проектирования безотходных и энергосберегающих производств, возможности использования альтернативных источников энергии, создания искусственных материалов с заданными свойствами.
Необходимо последовательное продолжение усилий по сокращению вооружений, недопущению распространения ядерного оружия, полному уничтожению химического и биологического оружия, созданию надёжной системы международной безопасности, развитию равноправных, взаимовыгодных отношений между странами.
Требуется объединение усилий всех государств для решительной борьбы с международным терроризмом.
Проблемы отсталости и бедности в развивающихся странах требуют установления нового мирового экономического порядка.
Нарушенный глобальный демографический баланс может быть восстановлен путём осуществления мер по регулированию рождаемости в экономически слаборазвитых странах.
Для устранения угрозы распространения наркозависимости потребуются, с одной стороны, согласованные действия правоохранительных органов многих государств, а с другой — профилактические меры, включающие разъяснение личной и социальной опасности наркомании.
Опасность появления и распространения новых инфекционных заболеваний может быть снижена при условии развития соответствующих научно-медицинских исследований, создания новых лекарственных средств.
Угрозе злоупотреблений достижениями научно-технического прогресса могут быть противопоставлены как этика учёных, так и правовые меры.
4. В чём состоит ведущая тенденция в жизни общества начала XXI в.? Что означают предлагаемые учёными названия нового этапа развития общества?
Современное общество многие учёные называют постиндустриальным либо информационным. Общественное богатство в наши дни всё больше понимается как обладание информацией, знаниями. Возникает огромный спрос на работников, обладающих способностями к более разнообразной деятельности, чем в условиях индустриального производства.
5. Чем отличается постиндустриальное (информационное) общество от индустриального?
В социальной структуре общества доминируют профессиональные специалисты. Важнейшим принципом этого общества является «громадное социальное значение теоретического знания и его новая роль в качестве направляющей силы социального изменения.
Происходят перемены в культуре. Культура, воспринявшая все достижения информатики, становится всё более значимой отраслью европейской экономики. Исследователи отмечают широкое распространение в сознании европейцев социальных ценностей постиндустриального общества. Важнейшей проблемой становится не трудоустройство граждан, а формирование у них стимула к продуктивной деятельности.
Вместе с тем возникают противоречия между «классом интеллектуалов» и низшим классом.
Какими качествами должен обладать человек, чтобы успешно жить и работать в меняющемся обществе?
• Иметь стимул к труду
• Быть гибким и адаптивным
• Быть приверженным к ценностям постиндустриального общества
• Быть способным к восприятию и работе с информацией
1. Немецкий писатель и учёный Г. Лихтенберг писал: «Будущее должно быть заложено в настоящем...» А австрийский философ Л. Витгенштейн утверждал: «Выводить события будущего из событий настоящего невозможно». Как вы относитесь к этим высказываниям учёных?
Я согласна с мнением первого ученого, но не согласна с мнением философа. Я думаю, что настоящее оказывает влияние на будущее, формирует определенные условия для будущего.
Как вы понимаете соотношение настоящего и будущего?
Настоящее формирует условия для будущего. Именно в настоящем создаются определённые реалии, которые в дальнейшем будут преобразованы и создадут новую реальность.
2. Среди учёных, прогнозирующих будущее, существуют разногласия по вопросу о готовности отдельных индивидов, групп населения, политических систем приспособиться к грядущим переменам. Одни считают, что только катаклизмы могут дать толчок к серьёзным преобразованиям. Другие говорят, что человечество может самостоятельно, без внешних воздействий осуществить коренные перемены. А как думаете вы? Аргументируйте свою позицию.
Я думаю, что человечество может самостоятельно, без внешних воздействий осуществить коренные перемены. Таких примеров много в истории. Именно человечество своими действиями преобразует мир и способствуют преобразованиям. Например, человеком был создан компьютер, который способствовал становлению информационного общества.
3. Каждый житель развитых стран («золотого миллиарда») потребляет за свою жизнь в 20–30 раз больше ресурсов планеты, чем прочие её жители. Какие проблемы XXI в. связаны с этим фактом?
• Преодоление экономической отсталости, бедности и нищеты стран «третьего мира».
• Социально-демографические проблемы. Ряд проблем связан с увеличением темпов роста населения за счёт развивающихся стран
Каковы возможные пути их решения?
Проблемы отсталости и бедности в развивающихся странах требуют установления нового мирового экономического порядка.
Нарушенный глобальный демографический баланс может быть восстановлен путём осуществления мер по регулированию рождаемости в экономически слаборазвитых странах.
4. Сгруппируйте перечисленные ниже признаки так, чтобы в первой группе оказались черты индустриального общества, а во второй постиндустриального.
Ориентация на возобновляемые источники энергии и активный их поиск.
Разбазаривание невосстанавливаемого «капитала природы» (уголь, газ, нефть и т. п.).
Основные отрасли науки и техники механика и машиностроение, химия и химическая индустрия.
Ведущие области науки и техники квантовая электроника, информатика, молекулярная биология, экологические знания.
Личность, ориентированная на духовные ценности и творчество.
Индивид, ориентированный на производство и потребление; культ денег и власти.
Черты индустриального общества Черты постиндустриального общества
Разбазаривание невосстанавливаемого «капитала природы» (уголь, газ, нефть и т. п.).
Основные отрасли науки и техники механика и машиностроение, химия и химическая индустрия.
Индивид, ориентированный на производство и потребление; культ денег и власти. Ориентация на возобновляемые источники энергии и активный их поиск.
Ведущие области науки и техники квантовая электроника, информатика, молекулярная биология, экологические знания.
Личность, ориентированная на духовные ценности и творчество.
5. В дискуссии о роли науки и техники в обществе, о цене, которую придётся заплатить человечеству за прогресс в этих областях, прозвучали различные точки зрения. Одни говорили, что наука и техника развиваются по своим законам и не подлежат ни общественному контролю, ни политическому регулированию. Другие утверждали, что научно-технические изменения диктуются потребностями общества. Каковы ваши мысли по спорному вопросу? Подкрепите их аргументами.
Я думаю, научно-технические изменения диктуются потребностями общества. Развитие общества диктует необходимость в соответствующих преобразованиях. Рассмотрев ход истории, мы можем заметить, как с развитием общества развивается наука и техника. Сейчас существуют племена, у которых нет государства, они живут вне цивилизации и научно-технического прогресса.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением