Практическая работа 1 ГДЗ Габриелян Остроумов 8 класс (Химия)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Габриелян, Остроумов, Сладков 8 класс, Просвещение:
Практическая работа 1
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ РАБОТ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ (КАБИНЕТЕ ХИМИИ)
В химической лаборатории необходимо соблюдать особые правила при работе с оборудованием и реактивами. Почему? Каковы эти правила?
1. Во время урока учащиеся должны следовать указаниям учителя и инструкциям техники безопасности, быть очень внимательными.
2. Категорически запрещается пробовать на вкус вещества в кабинете химии. Нюхать их можно, лишь направляя лёгким движением руки испарения к носу, при этом нельзя вдыхать полной грудью (рис. 13).
3. Учащимся запрещено проводить любые опыты, которые не предусмотрены данной практической или лабораторной работой.
4. О рассыпанных веществах или разлитых реактивах ученик должен незамедлительно сообщить учителю или лаборанту.
5. Обо всех неполадках в работе оборудования и других проблемах ученики должны немедленно сообщить учителю и прекратить работу. Нельзя выливать в канализацию органические жидкости и растворы.
6. Нельзя оставлять без присмотра включённые или горящие нагревательные приборы. Во время урока необходимо соблюдать правила пожарной безопасности и технику обращения с электроприборами, спиртовками (рис. 14) и газовыми горелками (рис. 15).
7. При получении травмы или ухудшении самочувствия ученик должен прекратить работу и сразу сообщить об этом учителю.
8. Вещества нельзя брать руками, нужно использовать для этого специальные шпатели, ложечки, пинцеты.
9. Нельзя наливать и перемешивать реактивы вблизи лица.
10. Необходимо пользоваться только чистой лабораторной посудой. Остатки реактивов или их растворов запрещается высыпать и выливать обратно в исходный сосуд.
11. После практического занятия учащиеся должны сдать оборудование и реактивы учителю или лаборанту.
12. Но окончании работы необходимо привести рабочее место в порядок и тщательно вымыть руки с мылом.
Для работы с обладающими неприятными запахами или вредными веществами предназначен вытяжной шкаф (рис. 16). Защитные очки предназначены для работы с веществами, которые могут травмировать глаза (рис. 17).
Нагревание. При нагревании пробирки держат специальными металлическими или деревянными держателями (рис. 18).
Объём жидкости в нагреваемой пробирке должен составлять не более 1/2 объёма. Запомните, что пробирку надо удерживать в верхней части пламени там наиболее высокая температура. Пробирку держите наклонно, иод углом 30—45° к поверхности
стола. Отверстие должно быть направлено в сторону от себя и от соседей на случай выброса жидкости из пробирки. В начале нагревания пробирку несколько раз прогрейте по всей длине, затем нагревайте её содержимое. Если в пробирке есть осадок, будьте особенно внимательны: нижнюю часть пробирки надо всё время встряхивать для перемешивания.
Если вы нагреваете пробирку с газоотводной трубкой, по которой газ выходит в раствор, важно не допустить засасывания раствора в нагреваемую пробирку. Поэтому выньте конец газоотводной трубки из раствора и затем закончите нагревание.
Выполните эти действия с раствором поварен ной соли.
Измельчение и смешивание. Для измельчения некрупных кусочков вещества с твёрдостью меньше твёрдости фарфора в химических лабораториях применяют фарфоровые ступки (рис. 19). При растирании сильно нажимать пестиком не нужно.
Смешивая твёрдые вещества, растирайте их в ступке вместе. Хорошего смешивания можно достичь, если вещества сначала высушить и измельчить.
С помощью ступки и пестика измельчите ку сочек мела для взвеси, необходимой при выполнении фильтрования.
Фильтрование. Фильтрование служит для отделения твёрдых веществ от жидкостей. Жидкость, прошедшая через фильтр, называется «фильтрат». Фильтры изготавливают из специальной бумаги.
Готовые фильтры — круги фильтровальной бумаги. Пористость таких фильтров определяют по цвету упаковочной ленты:
• розовая или чёрная лента — крупнопористые фильтры;
• белая лента — бумага средней проницаемости;
• синяя лента — плотные фильтры, предназначенные для фильтрования мелкозернистых осадков.
Для фильтрования используют воронки (рис. 20). Размер фильтра должен быть таким, чтобы он не доходил до края воронки на 5—7 мм. Воронку укрепите в кольце штатива, под неё поставьте склянку-приёмник. Сливная трубка воронки должна касаться стенки склянки-приёмника. Готовый фильтр сложите в четыре раза и вставьте в воронку; фильтр должен плотно прилегать к ней. Уложенный в воронку фильтр смочите водой или жидкостью, которую будете фильтровать.
Приготовьте взвесь мела в воде. Для этого поместите в стакан ранее измельчённый порошок мела и добавьте 20—30 мл воды. Размешайте полу ценную смесь стеклянной палочкой с резиновым наконечником.
Проведите, фильтрование полученной взвеси. Перед фильтрованием взболтайте содержимое стакана. Наливайте жидкость в воронку с фильтром направляя жидкость на стенки воронки. Можно переливать жидкость при помощи стеклянной палочки. Для этого палочку приложите к стакану, в котором находится жидкость с осадком. Дайте раствору стекать по палочке, направляя поток не в центр фильтра, а на боковую сторону, чтобы избежать разрыва фильтра в центре.
Уровень жидкости в фильтре не должен доходить до его края на 5—10 мм.
Взвешивание. В школьной лаборатории используются рычажные и электронные весы. При взвешивании сыпучих материалов в обе чашки рычажных весов укладывают одинаковые листочки бумаги, например фильтры или одинаковые по размеру кусочки кальки. Затем проверяют настройку (регулировку) весов, добиваясь установки стрелки на нулевой отметке шкалы, отрывая или добавляя небольшие кусочки бумаги. После этого помещают на одну чашку весов разновесы нужной массы, а на другую осторожно шпателем насыпают вещество, добиваясь уравновешивания чашек весов. При использовании электронных весов на платформу кладут листок бумаги и обнуляют показания весов. Затем насыпают измеряемое вещество.
Если надо взвесить раствор, на платформу электронных весов ставят пустой стакан, показания весов обнуляют, а затем в стакан наливают необходимую массу раствора.
Взвесьте 5 г поваренной соли, растворите её в 20 мл воды и измерьте массу раствора (при наличии электронных весов).
Ход работы:
Нагревание
Раствором поваренной соли наполнили пробирку на 0,5 ее объема. Прогрели пробирку несколько раз по всей длине, затем непосредственно ту часть, где находится раствор. Положение пробирки 30-45 градусов к поверхности стола, отверстие направлено в сторону от людей.
Измельчение и смешивание
Кусочек мела поместили в фарфоровую ступку и измельчили при помощи пестика до состояния мелкого порошка.
Фильтрование
Измельченный мел поместили в стакан, добавили 20-30 мл воды, размешали полученную смесь стеклянной палочкой с резиновым наконечником.
Воронку укрепили в кольце штатива, под нее поставили склянку-приемник (сливная трубка воронки касается стенки приемника). Готовый фильтр сложили в 4 раза и вставили в воронку, чтобы он не доходил до края воронки 5-7-мм и плотно прилегал к ней. Смочили фильтр водой.
Взвесь с мелом взболтали. Переливали жидкость по палочке, направляя жидкость на боковую часть воронки, следя, чтобы уровень жидкости в фильтре не доходил до края 5-10 мм.
В результате фильтрования на фильтре остался мел, вся вода перешла в фильтрат.
Взвешивание
На платформу электронных весов помещают листок бумаги и обнуляют показания. Затем на листок засыпают поваренную соль, небольшими порциями, до тех пор, пока весы не покажут 5 г.
Извлекают бумагу с навеской, помещают на весы пустой стакан и обнуляют показания. Извлекают стакан.
Полученную навеску переносят в стакан и заполняют 20 мл воды, перемешивая до полного растворения соли. Стакан с полученным раствором вносят на весы и фиксируют их показания (25 г).
Похожие решебники
Популярные решебники 8 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением