Повторение Глава 7 ГДЗ Тетради-тренажёра Котова Лискова 10 класс (Обществознание)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Котова, Лискова 10 класс, Просвещение:
Повторение по главе 7
Вопросы для повторения
1. Что отличает право от других видов социальных норм?
Право отличается от других видов социальных норм тем, что оно устанавливается и санкционируется государством, имеет общеобязательный характер и обеспечивается возможностью государственного принуждения.
2. Что такое источник права? Перечислите основные источники права.
Источник права — это форма выражения и закрепления правовых норм. Основные источники права включают законы, нормативные акты, судебные прецеденты, правовые обычаи и договоры.
3. Охарактеризуйте положение Конституции РФ в иерархии нормативных актов РФ.
Конституция РФ занимает высшее положение в иерархии нормативных актов РФ. Она имеет высшую юридическую силу и является основой для всех других законов и нормативных актов.
4. Что такое правоотношения?
Правоотношения — это общественные отношения, урегулированные нормами права, в которых участники выступают в качестве носителей юридических прав и обязанностей.
5. Каковы признаки правонарушения?
Признаки правонарушения включают: противоправность, виновность, наличие вреда или ущерба, причинно-следственная связь между действиями и последствиями.
6. Каковы основные черты и виды юридической ответственности?
Юридическая ответственность характеризуется следующими чертами: это обязанность лица, совершившего правонарушение, претерпеть определенные неблагоприятные последствия; она наступает только за совершенное правонарушение; она реализуется в процессуальной форме. Виды юридической ответственности включают уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность.
7. Что такое правосознание? Каковы основные элементы правосознания?
Правосознание — это совокупность представлений, взглядов, идей, оценок, чувств и эмоций, которые выражают отношение людей к праву и правовым явлениям. Основные элементы правосознания включают знание права, отношение к праву и правовую психологию.
Задания с выбором ответа
1. Какое из приведённых ниже понятий объединяет, обобщает три других?
1) норма права
2) отрасль права
3) нормативный правовой акт
4) система права
Ответ: 4
2. Верны ли следующие суждения об источниках права?
A. Правовой обычай означает судебное решение по конкретному юридическому делу, которое служит образцом при рассмотрении аналогичных дел.
Б. Выраженный в письменной форме официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий нормы права, называют нормативным правовым актом.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 3
3. Старшеклассник, нарушая правила дорожного движения, перебегал дорогу на красный сигнал светофора. Он может быть привлечён к ответственности
1) уголовной
2) дисциплинарной
3) гражданско-правовой
4) административной
Ответ: 4
4. Совершеннолетние юноша и девушка подали в органы ЗАГСа заявление о регистрации брака. Однако им было отказано. Что могло послужить причиной отказа?
1) недолгий срок знакомства
2) несогласие родителей на брак
3) отсутствие постоянных доходов
4) недееспособность невесты
Ответ: 4
5. Что относится к личным неимущественным правам супругов?
1) право на материальное содержание со стороны другого супруга
2) право на долю совместной собственности супругов
3) право на выбор фамилии после заключения брака
4) право собственности на вещи, приобретённые до брака
Ответ: 3
6. Административное право регулирует
1) отношения работников и работодателей
2) отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти
3) общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства
4) имущественные и личные неимущественные отношения
Ответ: 2
7. На время летних каникул девятиклассник устроился на временную работу официантом в кафе. Какое условие обязательно для его режима работы?
1) Девятиклассник не имеет права подписывать трудовой контракт с работодателем.
2) Девятиклассник не может претендовать на отпуск в летнее время.
3) Девятиклассник имеет право на получение допол-нительного месячного оклада.
4) Девятиклассник должен иметь сокращённую продол-жительность рабочего дня.
Ответ: 4
8. Верны ли следующие суждения о правах и обязанностях родителей?
A. Родители представляют интересы своих несовер-шеннолетних детей и выступают в защиту их прав и интересов.
Б. Родитель, проживающий отдельно от ребёнка, имеет право на общение с ребёнком и участие в его воспитании.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 3
Задания с кратким ответом
1. Ниже приведён перечень признаков. Все они, за исключением двух, относятся к признакам права.
1) Система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, 2) правила общего характера, 3) общеобязательный характер норм, 4) устная форма, 5) устанавливается только государством, 6) гарантируется и охраняется исключительно силой общественного мнения.
Найдите и обведите цифры, под которыми указаны признаки, выпадающие из этого ряда.
Ответ: 4, 6
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и обведите цифру, под которой оно указано.
1) Конституция РФ, 2) нормативно-правовой акт, 3) Гражданский кодекс РФ, 4) распоряжение Правительства, 5) Указ Президента РФ.
Ответ: 2
3. Установите соответствие между правонарушениями и видами юридической ответственности, которая может за ними последовать: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРАВОНАРУШЕНИЯ
A) гражданин ограбил прохожего
Б) туристическая фирма не выполнила условия, обозначенные в договоре с клиентом
B) студент опоздал к началу лекции
Г) гражданин совершил кражу в бутике известной фирмы
Д) работник без уважительной причины не вышел на работу
ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1) дисциплинарная
2) уголовно-правовая
3) гражданско-правовая
Ответ: А – 2
Б – 3
В – 1
Г – 2
Д – 1
4. Найдите в приведённом списке примеры деяний, влекущих административную ответственность, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) безбилетный проезд в общественном транспорте
2) причинение вреда имуществу гражданина
3) распространение клеветнической информации о гражданине
4) организация несанкционированного митинга
5) мелкое хулиганство
6) опоздание на работу
Ответ: 1, 3, 5
5. Запишите термин, пропущенный в приведённом ниже фрагменте таблицы.
Правомерное поведение
Правовое сознание
Поведение, соответствующее правовым нормам, не нарушающее их
Совокупность правовых знаний, представлений и убеждений человека, позволяющих ему отличить допустимое поведение от противоправного
Задания с развёрнутым ответом
1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «правосознание»?
Правосознание — это система знаний, оценок, эмоций и чувств, которые выражают отношение людей к праву и правовым явлениям.
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о правосознании.
Оно включает в себя знание законов, понимание необходимости их соблюдения и следование требованиям права. Предметом отражения правосознания являются общественные отношения, требующие правильного регулирования, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм.
2. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три обязанности налогоплательщика.
Обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. Пример: Физическое лицо обязано уплатить налог на доходы физических лиц (НДФЛ) с заработной платы, полученной от работодателя.
Обязанность встать на учет в налоговом органе. Пример: Индивидуальный предприниматель обязан зарегистрироваться в налоговом органе по месту жительства и получить ИНН (идентификационный номер налогоплательщика).
Обязанность представлять налоговые декларации (расчеты). Пример: Юридическое лицо обязано ежегодно представлять в налоговый орган декларацию по налогу на прибыль организации.
3. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении
курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
1) «Право есть искусство добра и справедливости» (изречение римского права).
2) «Никого не заставляют пользоваться своим правом» (изречение римского права).
3) «Право оставляет умонастроению полную свободу. Мораль же касается умонастроения и требует, чтобы поступок совершался из уважения к долгу. Следовательно, и соответствующий праву образ действий морален, если он определяется уважением к праву» (Г. Ф. Гегель).
4) «Правосудие есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право» (Юстиниан I).
Высказывание «Право есть искусство добра и справедливости» отражает идею о том, что право должно быть основано на принципах добра и справедливости. Право представляет собой систему норм и правил, которые регулируют отношения между людьми, и его основная цель – обеспечение справедливости и защита прав и свобод граждан.
Добро и справедливость являются основополагающими цен-ностями, которые должны лежать в основе правовой системы. Добро подразумевает стремление к благу, к тому, что является правильным и полезным для общества. Справедливость же означает равное и справедливое отношение ко всем людям, независимо от их социального статуса, пола, расы и других факторов.
В праве эти принципы реализуются через законодательство, которое устанавливает правила поведения и определяет ответственность за их нарушение. Законы должны быть справедливыми и учитывать интересы всех членов общества.
Однако, в реальности не всегда удается достичь идеала добра и справедливости в праве. Существуют различные факторы, которые могут влиять на формирование и применение законодательства, такие как политические интересы, экономические условия, социальные проблемы и т.д.
Тем не менее, стремление к добру и справедливости в праве остается важной целью, к которой следует стремиться. Это помогает обеспечить защиту прав и свобод граждан, способствует развитию общества и поддержанию социального порядка.
Похожие решебники
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением