Параграф 30 ГДЗ Тетради-тренажёра Котова Лискова 10 класс (Обществознание)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Котова, Лискова 10 класс, Просвещение:
§ 30. Общество в развитии
1. Прочитайте текст и выполните задания.
Американский социолог и футуролог Элвин Тоффлер (род. в 1928 г.), чьи размышления приведены ниже, является сторонником концепции постиндустриального общества, в соответствии с которой выделяются три этапа общественного развития – традиционное (аграрное), индустриальное и постиндустриальное общество. Эти этапы он рассматривает как волны перемен.
«До наступления Первой волны перемен большинство людей жило внутри небольших, часто мигрирующих групп, которые занимались собирательством, рыбной ловлей, охотой или скотоводством. В какой-то момент, примерно 10 тыс. лет назад, началась сельскохозяйственная революция, которая постепенно распространилась по всей нашей планете и полностью изменила сельский образ жизни…
Земля была основой экономики, жизни, культуры, семейной структуры и политики. Жизнь была организована вокруг деревенского поселения. В каждом из них существовало простое разделение труда и небольшое количество чётко определённых каст и классов: знать, священники, воины, рабы или крепостные. Во всех таких странах власть была авторитарной. Повсюду положение человека в жизни определялось фактом его рождения. И повсюду в этих странах экономика была децентрализованной, так что каждое сообщество производило большую часть того, в чём оно нуждалось…
Эта Первая волна перемен всё ещё не исчерпала себя к концу XVII в., когда в Европе внезапно возникла индустриальная революция и началась Вторая великая волна планетарных перемен. Этот новый процесс – индустриализация – гораздо быстрее начал двигаться по странам и континентам. Таким образом, два отдельных, явно отличающихся друг от друга процесса перемен распространялись по Земле одновременно, но с разной скоростью.
Сегодня Первая волна фактически угасла. Лишь очень немногочисленным племенным сообществам, например в Южной Америке или Папуа – Новой Гвинее, ещё предстоит быть вовлечёнными в сельскохозяйственную деятельность. Однако силы этой великой Первой волны в основном уже истрачены.
Тем временем Вторая волна, революционизировавшая в течение нескольких столетий жизнь в Европе, Северной Америке и некоторых других частях земного шара, продолжает распространяться, поскольку многие страны, бывшие до того по преимуществу сельскохозяйственными, изо всех сил стараются строить сталелитейные заводы, автомобильные заводы, текстильные предприятия и предприятия по переработке продуктов питания, а также железные дороги… Индустриализм - нечто большее, чем дымящие трубы и поточные линии. Это богатая многосторонняя социальная система, касавшаяся любого аспекта человеческой жизни и нападавшая на любое проявление прошлого, связанного с Первой волной. Она… снабдила ферму трактором, офис – пишущей машинкой, кухню – холодильником. Она создала ежедневные газеты и кинотеатры, метро… Она принесла с собой типовые здания и металлический стул с кожаным сиденьем, сидячие забастовки, витаминные таблетки и увеличила продолжительность нашей жизни. Она сделала универсальными наручные часы и избирательные урны. Ещё более важно то, что она связала всё это вместе, «собрала» отдельные компоненты, как собирают машину для того, чтобы создать самую могучую, сплочённую и экспансионистскую социальную систему, равной которой мир ещё не знал: цивилизацию Второй волны…
Хотя этот процесс ещё продолжается, положено начало другому, ещё более важному процессу. Когда прилив индустриализма достиг своего пика в период после окончания Второй мировой войны, по Земле начала двигаться мало кем понятая Третья волна, трансформирующая всё, чего бы она ни коснулась.
Поэтому многие страны одновременно чувствуют влияние двух или даже трёх совершенно разных волн перемен, причём все они движутся с разной скоростью и несут в себе разную силу.
…Мы будем рассматривать эру Первой волны как начавшуюся около 8 тыс. лет до н.э. и безраздельно господствовавшую по всей Земле примерно до 1650-1750 гг. н. э. Начиная с этого времени Первая волна утратила свою движущую силу, тогда как Вторая волна набирала мощь. Индустриальная цивилизация, производное этой
Второй волны, стала доминировать на нашей планете, пока и она не дошла до своего гребня. Эта исторически последняя точка поворота достигла Соединённых Штатов в период, начавшийся примерно в 1955 г., – в том десятилетии, когда впервые количество «белых воротничков» и работников сферы обслуживания стало превышать число «синих воротничков». Это было то самое десятилетие, которое стало свидетелем широкого внедрения компьютеров, доступных путешествий на реактивных самолётах…
В наши дни все страны, обладающие высокими технологиями, страдают от коллизии между Третьей волной и устарелыми, отвердевшими экономикой и учреждениями Второй волны».
1) Используя текст и знания обществоведческого курса, заполните таблицу.
2) Какие свойства общественного прогресса отражают следующие суждения автора:
a) «Поэтому многие страны одновременно чувствуют влияние двух или даже трёх совершенно разных волн перемен, причём все они движутся с разной скоростью и несут в себе разную силу».
Неравномерность развития различных стран и регионов. Влияние разных волн перемен может быть различным в разных странах, что указывает на неравномерность прогресса.
Многофакторность прогресса. Влияние различных волн перемен может быть обусловлено различными факторами, такими как исторические, экономические, социальные и политические условия.
б) «В наши дни все страны, обладающие высокими технологиями, страдают от коллизии между Третьей волной и устарелыми, отвердевшими экономикой и учреждениями Второй волны»
Наличие противоречий и конфликтов в процессе прогресса. Коллизия между Третьей волной и устарелыми экономикой и учреждениями Второй волны указывает на наличие противоречий и конфликтов, которые могут возникать в процессе общественного прогресса.
Необходимость адаптации к новым условиям. Страны, обладающие высокими технологиями, должны адаптироваться к новым условиям, вызванным Третьей волной, что требует от них гибкости и способности к изменениям.
2. Используя содержание текста, заполните пропуски в схеме.
3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобальные проблемы»? Привлекая знания общество-ведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о глобальных проблемах современного общества.
Глобальные проблемы — это общемировые проблемы, которые затрагивают все страны и народы и требуют коллективных усилий для их решения. Примеры таких проблем включают изменение климата, сокращение биологического разнообразия, международный терроризм, бедность и неравенство.
4. Проанализируйте примеры каждого представленного ниже ряда. Что объединяет эти примеры? Кратко поясните свой ответ.
a) Исчезновение ряда биологических видов, вырубка лесов, загрязнение Мирового океана, парниковый эффект, изменение климата
Пример "а" объединяет проблемы, которые являются глобальными и экологическими. Это означает, что они влияют на всю планету и связаны с окружающей средой. Примеры включают исчезновение биологических видов, вырубку лесов, загрязнение Мирового океана, парниковый эффект и изменение климата. Все эти проблемы требуют международного сотрудничества для их решения.
б) Перенаселение планеты, низкая рождаемость в странах Запада, высокая детская смертность в ряде стран
Пример "б" объединяет демографические проблемы, которые относятся к населению и его изменениям. Это включает перенаселение планеты, низкую рождаемость в странах Запада и высокую детскую смертность в некоторых странах. Эти проблемы также требуют международного сотрудничества для их решения, но они относятся к области демографии, а не экологии.
5. Запишите термин, пропущенный в приведённом ниже фрагменте таблицы.
Прогресс
Регресс
Движение от менее совершенных форм социальной организации к более совершенным
Деградация, движение от более совершенных форм социальной организации к менее совершенным
6. Какой из приведённых ниже примеров иллюстрирует противоречивость общественного прогресса?
1) снижение числа эпидемий в связи с улучшением условий жизни людей
2) ускорение перевозки людей и грузов с развитием транспорта
3) опасность катастрофы при использовании дешёвой атомной энергии электростанций атомных
4) увеличение обрабатываемых массивов данных с развитием компьютеров
Ответ: 3
7. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Вопрос о критериях общественного прогресса на протяжении веков вызывает споры учёных. (Б) Наиболее важным критерием социального прогресса представляется уровень гуманизации общества. (В) Этот критерий отражает уровень и качество жизни, возможности личностного развития и самовыражения в раз-личных сферах общественной жизни. (Г) Некоторые учёные называют среднюю продолжительность жизни индикатором самочувствия человека в определённых общественных условиях.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
Ответ: А – 1
Б – 2
В – 3
Г – 1
Похожие решебники
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением