Анализируем текст Параграф 45 Часть 2 ГДЗ Быстрова Кибирева 8 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 1. Прочитайте рассказ Антона Павловича Чехова «Толстый и тонкий» (в сокращении).На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 8 класс, Русское слово:
1. Прочитайте рассказ Антона Павловича Чехова «Толстый и тонкий» (в сокращении).
На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий.
— Порфирий! — воскликнул толстый, увидев тонкого. — Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!
— Батюшки! — изумился тонкий. — Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?
Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз. Оба были приятно ошеломлены.
Ну, как живёшь, друг? — спросил толстый, восторженно глядя на друга. — Служишь где? Дослужился?
Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да Бог с ним! Жена уроки музыки даёт, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берёт десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведён столоначальником по тому нее ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?
- Нет, милыи мои, поднимай повыше, — сказал толстый. — Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились... Длинный подбородок жены стал ещё длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...
— Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.
— Ну, полно! — поморщился толстый. — Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!
— Помилуйте... Что вы-с... — захихикал тонкий, ещё более съёживаясь. — Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги...

2. Выпишите из текста предложения с обращениями. Укажите, какими частями речи они выражены. Составьте их схемы. Объясните пунктуацию.

3. Проследите, какие обращения используются в начале текста, а какие — в конце. Как вы думаете, от чего это зависит?
В начале текста используются такие обращения: имена собственные, эмоциональные словосочетания, а в конце – официальное обращение. Это зависит от отношения героев друг к другу. В начале мы видим двух школьных друзей, которые рады видеть друг друга после долгой разлуки. Потом выясняется их социальное положение: один коллежский асессор, чиновник восьмого класса, а другой – тайный советник, чиновник третьего класса. И эта разницей в социальном положении людей и объясняется такой резкий переход от доверительного, дружеского, эмоционального обращения тонкого к официальному.

4. Найдите абзац, в котором А.П. Чехов рисует, как меняется на глазах тонкий, и не только он, но даже его вещи. Какая часть речи помогает это ярко представить?
А.П. Чехов рисует, как меняется на глазах не только тонкий, но даже и его вещи в следующем абзаце: «Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились… Длинный подбородок жены стал ещё длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...»
Эти изменения очень ярко помогают представить глаголы: побледнел, окаменел, искривилось, посыпались, съёжился, сгорбился, сузился, съёжились, поморщились, вытянулся, застегнул

5. Найдите в тексте вводные слова, определите их значение. Объясните пунктуацию при них.
Вводные слова:
Если кто берёт десять штук и более, тому, понимаешь, (призыв к собеседнику для привлечения внимания; выделяется запятыми) уступка.
Служил, знаешь, (призыв к собеседнику для привлечения внимания; выделяется запятыми) в департаменте, а теперь сюда переведён столоначальником по тому же ведомству…
Небось, (предположение; отделяется запятой) уже статский?
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, (предположение; отделяется запятой) что от лица и глаз посыпались искры.
Друг, можно сказать, (связь мыслей; выделяется запятыми) детства и вдруг вышли в такие вельможи-с!

6. Охарактеризуйте предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. Какие из них преобладают? С чем это связано, на ваш взгляд?
В тексте использованы повествовательные (Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз.), побудительные (Нет, милый мой, поднимай повыше…) и вопросительные (Ты ли это?) предложения, причём преобладают повествовательные, что характерно для повествования.
По эмоциональной окраске предложения использованы восклицательные (Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!)и невосклицательные (Оба были приятно ошеломлены.). Преобладают повествовательные предложения. Восклицательные предложения передают эмоциональное состояние героев, радость от их встречи. Повествовательные предложения рисуют последовательность происходящих событий.

7. Найдите предложение, соответствующее схеме _____, О! Сделайте его синтаксический разбор.
Схеме ________, О! соответствует предложение:
Служу, милый мой4!
Предложение простое (грам. основа - служу), повеств., восклиц., утвердит., односост., опред.-личн., распростр., полное, осложнено обращением.

8. В тексте тонкий в обращении к толстому прибавляет -с. Что это означало? Чем является -с в таких обращениях?
В тексте тонкий в обращении к толстому прибавляет «-с». Эта частица, которая прибавлялась в конце слов в русском языке называется словоерс. По старой орфографии она выглядела как «-съ». Эта частица возникла как сокращение слов «сударь», «государь». Обычно, употребление такого сокращения было уместно после слов «да» и «нет» («да-с» и «нет-с» соответственно), а также после глаголов либо просто значимого слова.
В девятнадцатом веке словоерс использовался главным образом для выражения почтения, галантности и вежливости к собеседнику. Словоерс был широко распространен в деловых, публичных беседах.

9. Значение каких слов вам непонятно? Обратитесь за помощью к Толковому словарику. Какие из этих слов снова вошли в современную лексику?
Непонятные слова:
Облобызались – расцеловались.
Коллежский асессор – гражданский чин – чиновник восьмого класса, военный сухопутный чин – майор.
Станислав – Императорский и Царский Орден Святого Станислава – орден Российской империи с тысяча восемьсот тридцать первого до тысяча девятьсот семнадцатого года. Самый младший в иерархии орденов Российской империи, главным образом для отличия чиновников. Учреждён седьмого мая тысяча семьсот шестьдесят пятого года королём польским и великим князем литовским Станиславом Августом Понятовским. Был наградой Речи Посполитой, Варшавского герцогства, Царства Польского.
Столоначальник (дословно чиновник стола) – в тысяча восемьсот одиннадцатом – тысяча девятьсот семнадцатом годах должностное лицо, возглавлявшее так называемый стол — низшую структурную часть центральных и местных государственных учреждений. Как правило, он был чиновником восьмого класса (Надворный советник).
Статский – гражданский чин – чиновник третьего класса, военный сухопутный чин – генерал-лейтенант.

10. Выпишите однокоренные слова к глаголу служить. Выделите в них морфемы, укажите способ образования. Сделайте их морфологический разбор.
Однокоренные слова: служить – служишь, дослужил ся, служу, служил , буду служить.
Служишь < служить, бессуффиксный.
Служу < служить, бессуффиксный.
Служил < служить, суффиксальный.
Дослужился < служил, приставочно-суффиксальный.
Буду служить < служить + буду, сложение слов.

11. Обратите внимание, в какой части речи чаще встречаются приставки. Какую роль они играют в тексте?
Слова с приставками: воскликнул, увидев, откуда, облобызались, устремили, ошеломлены, дослужился, переведён, повыше, побледнел, окаменел, искривилось, посыпались, съёжился, сгорбился, сузился, поморщились, подбородок, вытянулся, застегнул, вышли, помилуйте, захихикал, съёживаясь.
В данном тексте приставки чаще встречаются у глаголов. Приставки служат для образования новых слов и привносят в данные слова дополнительные значения:
• начала действия (воскликнул, посыпались, захихикал);
• завершения действия (увидев, облобызались, дослужился, вытянулся, застегнул, вышли);
• направления (откуда, повыше);
• придания определённых свойств (ошеломлены, побледнел, окаменел, искривилось, съёжился, сгорбился, сузился, поморщились);
• движения наружу (вышли);
• совершения действия по отношению к кому-либо (помилуйте);
• нахождения ниже чего-либо (подбородок).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением