Анализируем текст Параграф 38 Часть 2 ГДЗ Быстрова Кибирева 5 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 1. Прочитайте текст и определите его тип: описание или повествование. Обоснуйте свой выбор.Это текст-повествование, т. к. в нём рассказывается о последовательно...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева, Гостева 5 класс, Русское слово:
1. Прочитайте текст и определите его тип: описание или повествование. Обоснуйте свой выбор.
Это текст-повествование, т. к. в нём рассказывается о последовательно происходящих действиях и событиях.
Тяжкий труд
Всякий слышал про то, как ёж на колючках таскает листья.
Ловко так в рассказах-то получается: повалялся ёж, наколол листву и стащил в нору. С плеч скинул — и всё тут.
А на деле — другое. Не так просто.
Встретил я ежа, когда ходил за опятами.
Бежит ёж по тропинке, несёт три листочка: два с боков, один на спине.
Ему эта ноша лёгкая. Но ведь иголки-то частые, плотные. Трудно это — листья на них наколоть. Вот и несёт к норе всего три листочка.
Пошёл я позади. Тихо иду, чтобы не спугнуть. Вот старая сосна, а под ней — ямка. Ежиный дом. Остановился ёж. Надо теперь листья сиять, запихать в пору.
А как снимешь листья? Лапой (не)ухватишь. Зубами (не)достанешь. И (не)стряхнёшь, — крепко сидят. Как же быть?
Стал ёж об корень тереться, сдирать листья. С боков-то содрал, хоть и разлохматил. А вот со спины — никак. Пыхтит, задними лапами поддаёт, а лист (не)слсзает, да и всё тут.
Долго старался. Умаялся, а листа так и (не)снял. Постоял, сказал: «туфф, туфф» — это вроде нашего «ох, ох» — и побежал назад по тропинке.
Как скрылся он из глаз, я сбегал, принёс листьев и сунул в пору.
— На тебе, (не)мучайся!
Нельзя было (не)помочь. Такая тяжёлая работа у ежа!

2. Почему автор рассказа называет труд ежа «тяжким»? Докажите, что это действительно так: перечислите все действия, которые совершал ёж, готовя свою нору к зиме. Что ему не удалось сделать? Какие глаголы с не помогут ответить на этот вопрос? Объясните их правописание.
Бежит, несёт, остановился, стал тереться, сдирать, содрал, пыхтит, поддаёт, старался, умаялся, не снял, постоял, побежал.
Не ухватишь, не достанешь, не стряхнёшь, не снял.

3. Подберите синонимы к глаголам таскает, скинул, умаялся. Запишите эти синонимические ряды.
Таскает – носит, перемещает, волочит.
Скинул – сбросил, свалил, стряхнул.
Умаялся – устал, утомился, уморился.

4. Объясните разницу в грамматических признаках выделенных слов.
Листья – сущ. мн. ч., м. р., 2 скл., В. п.
Листву – сущ. только ед. ч., ж. р., 1 скл., В. п.

5. Письменно изложите ту часть текста, в которой рассказывается, как ёж готовит свою нору к зиме.
Бежит ёж по тропинке, несёт три листочка: два с боков, один на спине.
Ему эта ноша лёгкая. Но ведь иголки-то частые, плотные. Трудно это – листья на них наколоть. Вот и несёт к норе всего три листочка.
Вот старая сосна, а под ней – ямка. Ежиный дом. Остановился ёж. Надо теперь листья снять, запихать в пору.
Стал ёж об корень тереться, сдирать листья. С боков-то содрал, хоть и разлохматил. А вот со спины – никак. Пыхтит, задними лапами поддаёт, а лист не слезает, да и всё тут.
Долго старался. Умаялся, а листа так и не снял. Постоял, сказал: «туфф, туфф» и побежал назад по тропинке.

1. Листву3 – существительное, обозначает предмет.
2. Н. ф. – листва.
3. Постоянные признаки:
– нарицательное;
– неодушевлённое;
– ж. р.;
– 1 скл.
4. Непостоянные признаки:
– только в ед. ч.;
– в В. п.
5. Дополнение.

1. Ежиный3 – прилагательное, обозначает признак предмета.
2. Н. ф. – ежиный.
3. Постоянные признаки:
– притяжательное.
4. Непостоянные признаки:
– в ед. ч.;
– в м. р.;
– в И. п.
5. Определение.

1. (Об) корень3 – существительное, обозначает предмет.
2. Н. ф. – корень.
3. Постоянные признаки:
– нарицательное;
– неодушевлённое;
– м. р.;
– 2 скл.
4. Непостоянные признаки:
– в ед. ч.;
– в В. п.
5. Дополнение.

1. Тяжёлая3 – прилагательное, обозначает признак предмета.
2. Н. ф. – тяжёлый.
3. Постоянные признаки:
– качественное.
4. Непостоянные признаки:
– в полной форме;
– в ед. ч.;
– в ж. р.;
– в И. п.
5. Определение.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением