Анализируем текст Параграф 37 Часть 2 ГДЗ Быстрова Кибирева 5 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 1. Прочитайте сказку и определите её основную мысль.Основная мысль: нужно помнить своё происхождение и быть благодарным родителям.Чугун и СтальПролилась огневой...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева, Гостева 5 класс, Русское слово:
1. Прочитайте сказку и определите её основную мысль.
Основная мысль: нужно помнить своё происхождение и быть благодарным родителям.
Чугун и Сталь
Пролилась огневой струёй из жаркой печи горячая Сталь. Засверкала золотыми звездами, остыла дорогими слитками и зазналась. Перед серым Чугуном так стала себя выхвалять, что тот чуть не изоржавел от стыда.
— Я, — говорит Сталь, — нержавеющая, нетемнеющая, хитро сваренная! Как алмаз крепка, как змея гибка. Пилить, сверлить, резать — всё могу, на всё пригодна! Хочешь — булатом стану, хочешь — иглой! Мостом лягу. Рельсами побегу. Машиной заработаю. Пружиной совыось. А ты что, Чугун? На сковородки, на утюги только и годен. Не ковок, не ловок, хрупок, как лёд. Немодный металл.
Говорит так Сталь, на весь цех себя славит. И самолётом-то она полетит, и кораблём-то поплывёт, и чем только она не станет... Всё перебрала. Столько наговорила про себя, что в семи коробах не свезти. Но ничего лишнего не прибавила. Была в её стальном звоне правда.
Конечно, Чугуну далеко до Стали. Только об одном ей забывать не надо бы: о том, что Чугуну она родной дочерыо доводится, что она ему своей жизпыо обязана...
Ну, а в остальном всё правильно, если, конечно, совесть во внимание не принимать. (Е. Пермяк)

2. Почему Сталь считает, что она лучше Чугуна? Что она умеет делать? Выпишите глаголы, обозначающие трудовые действия, глаголы движения и положения в пространстве.
Пилить, сверлить, резать, лягу, побегу, заработаю, совьюсь, полетит, поплывёт.

3. Выпишите краткие имена прилагательные. Назовите их морфологические признаки, укажите их синтаксическую роль.
Крепка – ед. ч., ж. р., гибка – ед. ч., ж. р., годен – ед. ч., м. р., ковок – ед. ч., м. р., ловок – ед. ч., м. р., хрупок – ед. ч., м. р. Все прилагательные качественные, в предложении являются сказуемыми.

4. Какие эпитеты, сравнения использует Сталь, говоря о себе? Найдите их в тексте.
Эпитеты: нержавеющая, нетемнеющая, хитро сваренная, крепка, гибка.
Сравнения: как алмаз, как змея.

5. Что говорит Сталь о Чугуне? С помощью каких прилагательных она характеризует его?
На сковородки, на утюги только и годен. Не ковок, не ловок, хрупок, как лёд. Немодный металл.

6. Объясните словосочетания стальной характер, стальные нервы, стальная воля.
Стальной характер, стальные нервы, стальная воля – так говорят о человеке волевом, невозмутимом, который не теряет самообладания и сохраняет спокойствие, способность рационально мыслить и не впадать в панику в критической или экстремальной ситуации, имеет внутренний стрежень и всегда идёт до конца к своей цели.

7. Если бы эту сказку ставили в театре, какими бы голосами говорили актёры? Опишите с помощью имён прилагательных и глаголов голос, интонацию Стали и Чугуна.
Сталь: женский звонкий, с хвастливыми интонациями голос, по отношению к Чугуну – насмешливые и пренебрежительные интонации.
Чугун: мужской низкий, спокойный голос, уверенный в себе, но которому стыдно за хвастовство дочери.

8. Кто из персонажей сказки вызывает у вас симпатию, а кто нет? Почему? О чём эта сказка заставляет задуматься? Напишите об этом.
Симпатию вызывает Чугун, а Сталь симпатии не вызывает, потому что очень хвастливая, расхвалила себя, но забыла, благодаря кому она стала такой универсальной.

1. Сталь3 – существительное, обозначает предмет.
2. Н. ф. – Сталь. (в данном тексте)
3. Постоянные признаки:
– собственное; (в данном тексте)
– одушевлённое; (в данном тексте)
– ж. р.;
– 3 скл.
4. Непостоянные признаки:
– в ед. ч.;
– в И. п.
5. Подлежащее.

1. Булатом3 – существительное, обозначает предмет.
2. Н. ф. – булат.
3. Постоянные признаки:
– нарицательное;
– неодушевлённое;
– м. р.;
– 2 скл.
4. Непостоянные признаки:
– в ед. ч.;
– в Т. п.
5. Дополнение.

1. Стальном3 – прилагательное, обозначает признак предмета.
2. Н. ф. – стальной.
3. Постоянные признаки:
– относительное.
4. Непостоянные признаки:
– в ед. ч.;
– в м. р.;
– в П. п.
5. Определение.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением