Упр.79 Часть 2 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 79. Прочитайте отрывок из повести Э. Хемингуэя «Старик и море». Укажите обращения.Старик попытался натянуть бечеву потуже, но с тех пор, как он поймал рыбу, леса и так...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Решение #2

Изображение 79. Прочитайте отрывок из повести Э. Хемингуэя «Старик и море». Укажите обращения.Старик попытался натянуть бечеву потуже, но с тех пор, как он поймал рыбу, леса и так...
Дополнительное изображение

Решение #3

Изображение 79. Прочитайте отрывок из повести Э. Хемингуэя «Старик и море». Укажите обращения.Старик попытался натянуть бечеву потуже, но с тех пор, как он поймал рыбу, леса и так...
Дополнительное изображение

Решение #4

Изображение 79. Прочитайте отрывок из повести Э. Хемингуэя «Старик и море». Укажите обращения.Старик попытался натянуть бечеву потуже, но с тех пор, как он поймал рыбу, леса и так...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:
79. Прочитайте отрывок из повести Э. Хемингуэя «Старик и море». Укажите обращения.
Старик попытался натянуть бечеву потуже, но с тех пор, как он поймал рыбу, леса и так была натянута до отказа, и когда он откинулся назад, чтобы натянуть её ещё крепче, она больно врезалась в спину, и он понял, что у него ничего не выйдет.
Лесу опутали жёлтые водоросли, но старик был рад им, потому что они задерживали ход лодки.
Рыба, сказал он, я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя прежде, чем настанет вечер.
«Будем надеяться, что это мне удастся», — подумал он.
С севера к лодке приблизилась маленькая птичка. Она летела низко над водой. Старик видел, что она очень устала.
Птица села на корму отдохнуть. Потом она покружилась у старика над головой и уселась на бечеву, где ей было удобнее.
Отдохни хорошенько, маленькая птичка, — сказал он. — А потом лети к берегу и борись, как борется каждый человек, птица или рыба.
Разговор с птицей его подбодрил, а то спина у него совсем одеревенела за ночь, и теперь ему было по-настоящему больно.
Побудь со мной, если хочешь, птица, — сказал он. — Жаль, что я не могу поставить парус и привезти тебя на сушу, хотя сейчас и поднимается лёгкий ветер. Но у меня тут друг, которого я не могу покинуть.
В это мгновение рыба внезапно рванулась и повалила старика на нос; она стащила бы его за борт, если бы он не упёрся в него руками и не отпустил бы лесу.
Когда бечева дёрнулась, птица взлетела, и старик даже не заметил, как она исчезла. Он пощупал лесу правой рукой и увидел, что из руки течёт кровь.
Верно, рыбе тоже стало больно, — сказал он вслух и потянул бечеву, проверяя, не сможет ли он повернуть рыбу в другую сторону. Натянув лесу до отказа, он снова замер в прежнем положении.
Худо тебе, рыба? — спросил он. — Видит Бог, мне и самому не легче.
Он поискал глазами птицу, потому что ему хотелось с кем-нибудь поговорить. Но птицы нигде не было.
Леса равномерно шла и шла кверху, и наконец поверхность океана перед лодкой вздулась, и рыба вышла из воды. Она всё выходила и выходила, и казалось, ей не будет конца, а вода потоками скатывалась с её боков. Вся она горела на солнце, голова и спина у неё были тёмно-фиолетовые, а полосы на боках казались при ярком свете очень широкими и нежно-сиреневыми. Вместо носа у неё был меч, длинный, как бейсбольная клюшка, и острый на конце, как рапира. Она поднялась из воды во весь рост, а потом снова опустилась, бесшумно, как пловец, и едва ушёл в глубину её огромный хвост, похожий на лезвие серпа, как леса начала стремительно разматываться.
«Интересно, почему она вдруг вынырнула, — размышлял старик, — Можно подумать, что она вынырнула только для того, чтобы показать мне, какая она громадная. Ну что ж, теперь я знаю. Жаль, что я не могу показать ей, что я за человек. Положим, она бы тогда увидела мою сведённую руку. Пусть она думает обо мне лучше, чем я на самом деле, и я тогда буду и в самом деле лучше. Хотел бы я быть рыбой и чтобы у меня было всё, что есть у неё, а не только воля и сообразительность».
Теперь, когда он уже однажды взглянул на рыбу, он мог себе представить, как она плывёт под водой, широко, словно крылья, раскинув фиолетовые грудные плавники и прорезая тьму могучим хвостом. «Интересно, много ли она видит на такой глубине? — подумал старик. — У неё огромные глаза, а лошадь, у которой глаз куда меньше, видит в темноте. Когда-то и я хорошо видел в темноте. Конечно, не в полной тьме, но зрение у меня было почти как у кошки».
Солнце и беспрестанное упражнение пальцев совершенно расправили сведённую судорогой левую руку, и старик стал постепенно перемещать на неё тяжесть рыбы, двигая мускулами спины, чтобы хоть немного ослабить боль от бечевы.
— Если ты ещё не устала, — сказал он вслух, — ты и в самом деле — необыкновенная рыба.
(Перевод Е. Голышевой, Б. Изакова)

1. Выпишите предложение, осложнённое однородными обособленными обстоятельствами, выполните его синтаксический разбор, объясните постановку знаков препинания.

2. Определите часть речи и синтаксическую функцию выделенных слов. Есть ли у этих слов морфологические омонимы? Докажите примерами.
Крепче – наречие, в предложении является обстоятельством.
Низко – наречие, в предложении является обстоятельством.
Удобнее – наречие, в предложении является обстоятельством.
Больно – слово категории состояния, в предложении является сказуемым. Омоним «больно» имеет значение «очень, слишком»: больно много хочешь.
Худо – слово категории состояния, в предложении является сказуемым. Омонимы: существительное «худо» (значение «что-то злое, неприятное»); краткая форма прилагательного «худой»
Лучше – слово категории состояния, в предложении является сказуемым. Омонимы: в значении «более хорошо, улучшение чего-либо»: мне уже лучше; мы стали лучше понимать предмет).
Хорошо – наречие, в предложении является обстоятельством. Омонимы: краткая форма прилагательного «хороший».
Постепенно – наречие, в предложении является обстоятельством.

3. Найдите в тексте фрагменты текста-описания, проанализируйте его языковые средства.
Она все выходила и выходила, и казалось, ей не будет конца, а вода потоками скатывалась с ее боков. Вся она горела на солнце, голова и спина у нее были темно-фиолетовые, а полосы на боках казались при ярком свете очень широкими и нежно-сиреневыми. Вместо носа у нее был меч, длинный, как бейсбольная клюшка, и острый на конце, как рапира. Она поднялась из воды во весь рост, а потом снова опустилась, бесшумно, как пловец, и едва ушел в глубину ее огромный хвост, похожий на лезвие серпа, как леса начала стремительно разматываться.
Лексико-выразительные средства в данном отрывке:
- эпитеты (темно-фиолетовые, широкими и нежно-сиреневыми; длинный и острый; огромный);
- сравнительные обороты (длинный, как бейсбольная клюшка; острый, как рапира; опустилась бесшумно, как пловец; хвост, похожий на лезвие серпа);
- метафора (вместо носа меч);
- олицетворение (рыба выходила; горела на солнце).

4. Выпишите четыре-пять односоставных предложений в составе сложного, определите их тип.

5. Как вы думаете, почему старик обращается к рыбе? Каково его отношение к пойманной рыбе? Можно ли сказать, что он чувствует равноправие по отношению к ней? Напишите сочинение-рассуждение о проблеме взаимоотношений человека и природы.
Вариант ответа 1
В повести Э. Хемингуэя «Старик и море» ярко показано взаимодействие человека и природы. Старик разговаривает с пойманной рыбой так, как будто она - разумное существо и понимает всё, что ей сказано.
Проблема отношений человека и природы - одна из основных проблем на протяжении всей человеческой истории. Большую её часть человек не относился к природе как к равному себе существу. Он брал от природы гораздо больше, чем она могла ему дать. А ведь человек не сможет существовать без природы.
Природа даёт человеку всё, что ему требуется для жизни: воздух, пищу, воду, место для жизни. Но человек не ценит этого дара.
Сейчас всё большее значение приобретают проблемы, связанные с экологией. В частности - проблема загрязнения природы промышленными отходами. Многие предприятия находятся по берегам рек и, не заботясь об окружающей природе, сбрасывают промышленные отходы в воду. Дым от заводов попадает в атмосферу, тем самым загрязняя воздух, которым мы дышим. И подобные примеры можно приводить долго.
В последние годы наметилась тенденция к улучшению отношения к окружающей природе: строятся очистные сооружения, происходит постепенный переход на возобновляемые источники энергии, восстанавливаются утраченные леса. Однако большая часть работы по восстановлению экологического баланса нашей планеты ещё впереди.

Вариант ответа 2
В произведении Эрнеста Хемингуэя "Старик и море" старик обращается к рыбе как к существу, обладающему своими индивидуальными чертами и достоинством. Его отношение к пойманной рыбе является сложным и проникнутым глубоким уважением.
Старик не рассматривает рыбу просто как добычу или простой объект своего промысла. Он видит в ней соперника, достойного сопротивления, и в то же время, ценит ее силу, красоту и выносливость. Он отдает должное ее стойкости и упорству, уважает ее как равную в этой борьбе за выживание. Старик понимает, что рыба – это не просто жертва, но и живой организм, имеющий свое достоинство и право на свободу.
Однако, несмотря на свое уважение к рыбе, старик чувствует себя превосходящим ее в своих навыках и опыте. Он осознает свою роль охотника, свою силу и знания, которые позволяют ему вступать в схватку с морскими созданиями. В этом отношении можно сказать, что он чувствует себя над рыбой, но не в смысле презрения или безразличия, а в смысле признания своей превосходящей позиции в этой взаимосвязи с природой.
В целом, "Старик и море" затрагивает проблему взаимоотношений человека и природы. Хемингуэй показывает, что эти отношения не всегда просты и однозначны. Человек зависит от природы, использует ее ресурсы, но в то же время ощущает ее мощь и величие. Взаимодействие с природой может быть источником борьбы, но и восхищения и уважения.
Проблема взаимоотношений человека и природы актуальна и в наше время. Мы сталкиваемся с необходимостью балансировать между эксплуатацией природных ресурсов и сохранением ее целостности. Важно понимать, что природа не только предоставляет нам материальные блага, но и является частью нашего культурного и духовного наследия. Наше отношение к природе должно быть основано на уважении, ответственности и сохранении ее богатства и красоты.
"Старик и море" напоминает нам о важности сохранения гармонии взаимодействия с природой. Взаимоотношения человека и природы должны быть основаны на взаимном уважении, сознательном использовании ресурсов и заботе о сохранении баланса в природной среде. Только так мы сможем обеспечить благополучие и процветание не только для нас, но и для будущих поколений.

Вариант ответа 3
В произведении Эрнеста Хемингуэя "Старик и море" старик обращается к рыбе не только как к объекту своей охоты, но и как к существу, которое он уважает и ценит. Его отношение к пойманной рыбе проявляется смешанным чувством восхищения, уважения и даже сострадания.
Старик испытывает глубокое уважение к рыбе как представителю природы, олицетворению ее могущества и красоты. Он понимает, что эта рыба – достойный соперник, который не просто дарит ему драгоценный улов, но и вызывает у него чувство восхищения перед его силой и выносливостью. Старик признает, что рыба величественна и заслуживает его уважения.
Однако, старик также испытывает сострадание к рыбе, осознавая ее судьбу и собственную роль в ее смерти. В процессе борьбы со своим уловом, он понимает, что рыба, как и он сам, борется за выживание. Он ощущает, что судьба рыбы и его собственная судьба неотделимы друг от друга, и в этой связи возникает чувство сопричастности и понимания.
Можно ли сказать, что старик чувствует равноправие по отношению к рыбе? В определенном смысле да. Хотя старик вступает в борьбу с рыбой, его отношение к ней выходит за рамки простой охоты. Он не относится к ней как к пленнику или объекту использования, а видит в ней партнера в схватке за жизнь. Он не стремится подчинить ее себе, а скорее стремится преодолеть свои собственные пределы и побороть судьбу вместе с ней.
Возникает вопрос о взаимоотношениях человека и природы в целом. В произведении подчеркивается сложность этой проблемы. Человек и природа тесно связаны, но это взаимодействие часто бывает противоречивым. Человек охотится на животных, использует ресурсы природы для своих нужд, но в то же время испытывает глубокое уважение и благоговение перед ее мощью и красотой.
Проблема взаимоотношений человека и природы ставит нас перед необходимостью обдумать нашу роль в этой взаимосвязи. Мы должны стремиться к сбалансированному подходу, в котором человек и природа существуют в гармонии и взаимном уважении. Нам следует осознать, что наша судьба и судьба природы неразрывно связаны, и только понимая и уважая ее, мы сможем обрести настоящую гармонию и сохранить этот прекрасный мир для будущих поколений.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением